Облачная реализация «1С:Психодиагностика» в качестве региональной системы мониторинга психологического состояния обучающихся и воспитанников

26 января 2021
Новости сайта

В Великом Новгороде по инициативе Комитета по образованию Администрации Великого Новгорода идет реализация совместного пилотного проекта фирмы «1С» (общее руководство проектом), компании «Омега» (разработчик линейки решений «1С:Психодиагностика») и компании «Хэндисофт» (разработчик BI-системы) по внедрению программного продукта «1С:Психодиагностика образовательного учреждения», реализованного в виде облачного решения на базе платформы 1С:Fresh.

В процессе реализации проекта создана централизованная система психологического мониторинга, к которой подключены четыре детских сада, одиннадцать школ (в том числе среднеобразовательная школа с дошкольным отделением), ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» – в общей сложности 16 образовательных организаций, доступ предоставлен 31 пользователю.

Облачная технология 1С:Fresh позволила централизовано осуществить цифровую трансформацию служб психологического сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях региона и обеспечила возможность удаленной работы психологов с применением дистанционных технологий тестирования и обработки результатов, что является особенно актуальным с учетом текущей эпидемиологической обстановки.

Специально для проекта специалистами компании «Омега» был разработан новый функционал программы – формирование психологического портрета обучающегося по ФГОС и создание отчета «Общий портрет обучающихся» (по одному классу и/или параллели). Портрет обучающегося формируется в соответствии с требованиями ФГОС, на основе результатов психодиагностических исследований по отобранным методикам, и отражает показатели, имеющие наибольший вес в формировании безопасной образовательной среды, а именно:

  • для школьников: социально-психологическая адаптация детей, уровень агрессии и тревожности, склонность к отклоняющемуся поведению (у старшеклассников). Отклонения в этих показателях могут сигнализировать о наличии психологических проблем как у одного обучающегося, так и в коллективе в целом;
  • для дошкольников: готовность к школе, исследование познавательной сферы, социально-психологическая адаптация. Исследование по данным методикам позволяет снизить возможность возникновения сложностей при переходе детей к школьному обучению.
                    

По итогам первого этапа пилотного проекта в соответствии с утвержденным графиком в образовательных организациях в течение 5 рабочих дней было проведено потоковое психодиагностическое тестирование обучающихся по отобранным методикам, создано более 1100 индивидуальных психологических портретов для воспитанников выпускных групп детских садов, учащихся школ 7, 8 и 11 классов. Для формирования каждого портрета в среднем использовалось 5 методик. Тестирование проводилось при помощи внешних электронных тестов, в том числе удаленно с применением мобильных устройств. Все результаты тестов автоматически рассчитываются и интерпретируются программным продуктом «1С:Психодиагностика образовательного учреждения».

По окончании первого этапа пилотного проекта был поведен опрос психологов образовательных организаций, участвующих в проекте. В результате программный продукт «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» с возможностью создания портретов обучающихся по ФГОС был оценен положительно, 93,8% пользователей хотели бы использовать программный продукт в дальнейшем. Вот некоторые отзывы психологов пилотных образовательных учреждений Великого Новгорода, оставленные в свободной форме:

«Программа существенно ускоряет процесс диагностики, форма портретов удобна для консультаций».

«Очень удобно, быстро и на самом деле существенно облегчает труд и позволяет сохранить огромное количество времени. Результаты дают абсолютно четкий и развернутый психологический портрет учащегося. Очень хотели бы продолжить работу с данной программой».

«Очень интересно было поработать с новым способом проведения исследования и детям интереснее, и обрабатывать результаты быстрее и проще».

«Программа могла бы значительно облегчить работу психолога в рамках диагностического направления деятельности и соответственно обеспечить содержание и вариативность других направлений. Спасибо!!!».

Система мониторинга психологического состояния обучающихся и воспитанников построена на основе двух компонент:

  • модуль «1С:Психодиагностика образовательного учреждения», который позволяет специалистам психолого-педагогических служб образовательных учреждений и ГОБУ «Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» наблюдать текущую ситуацию и оперативно выявлять наиболее психологически уязвимых учеников, разрабатывать и реализовывать необходимые мероприятия для стабилизации и улучшения ситуации;
  • модуль аналитической системы, благодаря которому Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода получает в реальном времени актуальную обезличенную информацию по сформированным в «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» портретам обучающихся в разрезе учреждений и может оперативно реагировать на ситуацию, что способствует формированию безопасной образовательной среды на муниципальном уровне. 
                    

Воробьева М.П., первый заместитель председателя комитета образования Администрации Великого Новгорода, отметила:

«При выборе продукта мы руководствовались критериями полноты функционала психодиагностических методик, обеспечением дистанционной работы с тестируемыми, наличия портрета обучающегося по ФГОС, полной автоматизации интерпретации результатов тестирования, использования облачных технологий и полноты аналитического представления результатов. Программный продукт «1С:Психодиагностика образовательного учреждения» соответствует всем этим критериям. Специалисты органа управления образованием видят общую картину по школам и делают выводы по ситуации, таким образом мы можем увидеть любой измеряемый параметр по школам города и принять меры по его корректировке. По нашему мнению, внедрение подобной системы в рамках региона будет способствовать улучшению качества работы психологов и получению актуальной информации о психологической обстановке органами управления образованием».

                    

Данный пилотный проект стал первым внедрением одного из модулей «1С:Цифровая школа», реализованным на региональном уровне с использованием технологии 1C:Fresh, что дало опыт всем участникам проекта и явилось шагом к расширению возможностей продуктов образовательного сегмента «1С» и переходом их на новый, региональный уровень.

Подробнее о пилотном проекте представители Комитета образования Администрации Великого Новгорода и компаний «Омега», «Хэндисофт» расскажут на дискуссионной площадке, которая пройдет 3 февраля в 10.00 в рамках секции «Цифровизация организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей» на международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании». Регистрация на конференцию по ссылке: http://educonf.1c.ru.