Подсистема учета лицензий информационно-управляющей системы "Газпром информ" на базе 1С:ITIL КОРП
ООО "Газпром информ"
Автоматизированы следующие функции:
- Автоматизация бизнес-процессов
- Управление информационными технологиями (ITIL)
- Управление отношениями с поставщиками
- Учет прихода ТМЦ
Сопровождение:
- Осуществляется консультирование по методическим вопросам работы с программой "1С"
- Осуществляется консультирование по техническим вопросам работы с программными продуктами "1С"
- Производится обновление платформы и типовых конфигураций "1С:Предприятие", диагностика состояния информационной базы, создание архивных копий
Описание
В рамках проекта замещения на отечественное ПО внедряется новая система управления ИТ-услугами компании (ITSM-система). В состав автоматизируемых ИТ-процессов входит Процесс управления конфигурациями. Руководством была поставлена задача создать базу данных конфигураций (CMDB), которая включает в себя модуль учета потребности и движения прав использования программного обеспечения. Необходимо было в короткий срок автоматизировать учёт поступления и передачи в использование лицензий для всех предприятий Группы ГАЗПРОМ.
Специалистами "Газпром информ" были сформированы требования к системе учета, всего 492 параметра, сгруппированные по областям:
- требования к функциям безопасности;
- требования к автоматизируемым процессам;
- требования к представлению информации об ИТ-активе;
- требования к инструментам интеграции и совместимости с существующим ландшафтом;
- требования к инструментам формирования отчетности.
После анализа решений, представленных в реестре российского ПО, был выбран продукт "1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия КОРП".
Особенностью проекта являются большой спектр номенклатуры закупаемого и учитываемого программного обеспечения. Представлены практически все мировые и отечественные вендоры для корпоративного рынка, большое количество специализированного ПО.
Была необходима тесная интеграция с автоматизированной системой по учету объектов основных средств ООО «Газпром информ» и большим количеством смежных систем.
В результате анализа выявлено, что для снижения трудоемкости учёта и повышения качества управленческой отчетности недостаточно просто интеграции с системой учета ИТ-оборудования, необходимо полностью заместить функции существующей и активно использующейся системы. В качестве методологического решения для реализации был выбран процессный подход учета ИТ-активов, согласно ГОСТ Р ИСО_МЭК 19770-1-2021.
Перечень автоматизируемых бизнес-процессов системы:
- Поступление лицензий по сублицензионным договорам.
- Передача лицензий в дочерние общества по СЛД.
- Передача лицензий в эксплуатацию.
- Контроль использования срочных лицензий.
- Поступление оборудования.
- Перемещение оборудования.
- Вывод оборудования из эксплуатации с возвратом лицензий.
Основным результатом внедрения модуля поступления и передачи в использование лицензий для всех предприятий Группы ГАЗПРОМ является возможность в течении минуты получить полную объективную информацию о:
- Количестве закупленных лицензий.
- Количестве и стоимости переданных лицензий в дочерние общества.
- Сроках действия лицензий и сертификатов на техническую поддержку.
- Свободных остатках лицензий.
- Перечне и месте использования ПО.
Срок подготовки отчетности по указанным параметрам сокращен в 30 раз, трудоемкость операций ввода данных сокращена в 2 раза.
В виду активного использования и больших объемов информации (более 70 тыс. операций в год) развитие системы предполагается разбить на этапы и проводить в течении 2 лет, планомерно внедряя процессы, согласно требований стандарта, с учетом необходимых организационных изменений.
Выполнены следующие работы:
- Ввод начальных остатков / помощь при вводе начальных остатков
- Индивидуальное обучение в офисе заказчика
- Интеграция с другими системами на базе "1С:Предприятия"
- Методическое обеспечение специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (требования к адаптации)
- Начальные настройки типового/отраслевого решения (программы) для начала ведения учета
- Обучение в группе в офисе заказчика
- Перенос данных из предыдущих систем автоматизации
- Планирование этапов работ, составление календарного плана работ
- Подключение специализированного оборудования (например, торгового оборудования)
- Сбор и анализ требований заказчика к автоматизированной системе
- Создание интерфейсов и наборов прав пользователей
- Техническая реализация специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (адаптация)