«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» В МОРСКОЙ БУКСИРНОЙ КОМПАНИИ
Компания «Флот Новороссийского морского торгового порта» (г. Новороссийск) выделилась в 1992 г. из ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и сегодня является одной из крупнейших российских буксирных компаний. Она предоставляет полный комплекс услуг портового и служебно-вспомогательного флота, необходимых для обеспечения непрерывной и безопасной эксплуатации судов. Это услуги по швартовке и буксировке судов, по установке и снятию бонового ограждения судна, по бункеровке судов топливом и водой, по обеспечению пожарной безопасности, природоохранные и другие услуги.
Предпосылки проекта
В течение нескольких лет службы компании использовали для ведения учета разные программные продукты. При этом фактически каждая служба работала со своей собственной системой автоматизации, что приводило к повторному вводу данных, неоправданной сложности процессов при сопоставлении информации на разных участках учета и при формировании сводной отчетности. В организации также существовала проблема, связанная с оперативным отражением изменений в законодательстве во всех имеющихся системах.
В данных обстоятельствах руководство компании приняло решение о внедрении новой автоматизированной системы.
Задачи проекта предусматривали автоматизацию на современном уровне бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы и кадрового учета. В рамках проекта требовалось автоматизировать участки бюджетирования, обеспечить учет работ, выполненных судами флота, и расчет себестоимости оказываемых услуг. Кроме того, было необходимо объединить все участки учета в едином информационном пространстве.
В качестве основы автоматизированной системы было решено использовать типовые прикладные решения «1С:Бухгалтерия» и «1С:Зарплата и управление персоналом» на платформе «1С:Предприятие 8». Для финансового планирования, контроля и анализа денежных потоков, формирования отчетности по исполнению бюджетов была использована подсистема «Бюджетирование» решения «1С:Управление производственным предприятием 8».
Реализация проекта была поручена специалистам компании «Портал-Юг» (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Краснодар). Выбор исполнителя проекта был обусловлен опытом компании «Портал-Юг», полученным при автоматизации многих производственных предприятий, а также наличием сертификата системы менеджмента качества на соответствие стандарту ISO 9001:2000. Рассмотрим некоторые особенности системы.
Учет работы судов и таксировка
На первом этапе внедрения системы были автоматизированы управление работой судов флота и расчет стоимости услуг. Новая система позволяет сформировать и распечатать бланки заданий на работу судов. Диспетчеры оперативно регистрируют в программе фактически выполненные работы. Заметим, что поступающие в диспетчерскую службу заполненные бланки заданий содержат только натуральные показатели выполненных работ и нуждаются в таксировке, т.е. в оценке выполненных хозяйственных операций в денежном выражении.
Стоимость услуг зависит от множества параметров, в том числе от погоды, времени суток, размеров судна и мощности буксиров. Расчет стоимости услуг, формирование накладных, счетов-фактур и счетов на оплату выполняются работниками экономического отдела в пакетном режиме для всех работ, выполненных за рабочий день.
Бухгалтерский и налоговый учет
Благодаря возможностям новой системы удалось значительно оптимизировать ведение бухгалтерского и налогового учета. Такие операции, как расчет амортизации, проведение переоценки денежных средств, определение себестоимости, ранее требовавшие ввода ряда операций вручную, теперь выполняются автоматически.
Поддержка системой ПБУ 18/02 обеспечила автоматический учет разниц в оценке стоимости активов и обязательств, а также расчет постоянных налоговых активов и обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств. Формирование декларации по налогу на прибыль теперь выполняется за считанные минуты. В системе предусмотрено формирование всех регламентированных отчетов.
Учет НДС
Внедренная система позволила полностью автоматизировать расчет НДС и формирование отчетности.
Компания оказывает услуги, которые облагаются НДС, не облагаются НДС, а также реализует услуги на экспорт по ставке 0%. В системе ведется раздельный учет НДС.
Все необходимые данные вводятся в систему при отражении первичных документов бухгалтерского учета. Работникам налоговой службы компании остается только проверить корректность ввода информации и выполнить регламентные операции, такие как «Распределение НДС косвенных расходов», «Формирование записей книги покупок» и др.
Бюджетирование и финансовый анализ
Для автоматизации участка бюджетирования подсистема «Бюджетирование» решения «1С:Управление производственным предприятием 8» была интегрирована с «1С:Бухгалтерией 8» и адаптирована в соответствии с потребностями буксирной компании.
Новая система позволяет в любой момент получать фактические данные по необходимым статьям и проводить, например, план-фактный анализ бюджета доходов и расходов либо бюджета движения денежных средств по подразделениям, а также формировать прогноз на следующий период. В системе реализован механизм изменения плановых данных с помощью коэффициента и получения нескольких различных планов.
Предусмотрен анализ ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости компании.
Кадровый учет и расчет заработной платы
В силу отраслевой специфики в компании ежемесячно происходит большое количество перемещений сотрудников плавсостава между судами, имеет место замещение сотрудников на период их отсутствия.
Использование системы позволило сделать учет на данном участке более прозрачным, облегчить отслеживание перемещений сотрудников и своевременно регистрировать их возврат на прежнее место работы.
Результат автоматизации
Руководство компании «Флот Новороссийского морского торгового порта» высоко оценивает эффект от внедрения новой системы. Использование системы позволило создать единое информационное пространство и нормативно-справочную базу, сделать бизнес-процессы более согласованными, устранить потери времени при передаче информации между отделами, а также применять гибкие тарифные планы, что особо важно для удержания клиентов в нестабильной экономической ситуации.
После внедрения системы время, необходимое для ввода данных, уменьшилось в два раза, а скорость расчета и формирования документов увеличилась в 5–6 раз.
В настоящее время система запущена в промышленную эксплуатацию на всех запланированных участках. Сотрудники компании «Портал-Юг» выполняют ее поддержку, консультируют пользователей по вопросам ведения учета, а также по методическим вопросам.
А. КРАСНЫЙ
1С:Франчайзи «ПОРТАЛ-ЮГ»
Контактный телефон (861) 279-33-66