Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
1 декабря 2014 Статьи Архивный материал
В настоящее время в энергетике России наблюдается ряд тенденций, вызывающих необходимость повышения эффективности управления бизнес-процессами отрасли: расширение территориальной распределенности энергообъектов, повышение качества и оперативности оказываемых услуг, снижение затрат предприятий, удовлетворение современных требований энергоэффективности. При этом происходит усиление вертикальной интеграции отрасли: укрупнение предприятий, увеличение иерархии уровней управления и объема обрабатываемой информации, необходимость управления большими организационными объемами в рамках одного бизнес-процесса, усиление централизованного контроля, как со стороны вышестоящих структур, так и со стороны государства. Эти тенденции вызывают необходимость унификации бизнес-процессов в масштабах отрасли, создания единых классификаторов и централизованных систем нормативно-справочной информации, интеграции данных в иерархии управления. Не вызывает сомнений, что повышение эффективности управления может быть осуществлено только с использованием высокопродуктивных автоматизированных систем обработки информации и управления.
Интенсивное развитие новых информационных технологий: увеличение вычислительных мощностей, повышение пропускной способности и качества каналов связи, возрастание роли мобильных устройств, использование автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учёта электроэнергии (АИИС КУЭ), развитие программных решений позволяет удовлетворить современные требования, заключающиеся в повышении оперативности, аналитичности и достоверности учета, интеграции информационных систем как по вертикали, так и по горизонтали, оперативного взаимодействия со смежными системами, повышении объема и скорости обрабатываемой информации, обеспечении защиты информации.
Одним из подобных программных решений являются ERP-системы, позволяющие реализовывать организационную стратегию производства ориентированную на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия.
В процессе формирования архитектуры ERP-систем одной из основных задач является выбор платформы, которая должна удовлетворять ряду критериев: производительность – поддержка одновременной работы нескольких тысяч пользователей и обработка десятков миллионов записей в таблицах баз данных; гибкость – возможность оперативной коррекции в достаточно широком диапазоне под требования законодательства, изменение бизнес-процессов и структуры предприятий; доступность специалистов – необходимость поддержки систем ERP-класса с участием достаточного количества специалистов, сертифицированных на данной платформе; стоимость владения – обеспечение регулярных расходов, связанных с поддержкой работоспособности информационной системы.

Рис. 1. Структура ERP-системы распределительной сетевой компании
Другой задачей формирования архитектуры ERP-систем является определение принципа структуры системы: интегрированная или в виде набора модулей, взаимодействующих через унифицированную шину. При выборе решения в каждом конкретном случае необходимо руководствоваться следующими критериями: трудоемкость внедрения, использования и поддержки; расходы на синхронизацию; изолированность изменений; использование поддержки со стороны вендоров. Представляется перспективным также вариант бесшовной интеграции в периметре автоматизации бизнес-процессов, модульный подход при взаимодействии с инженерными системами.
При выборе программного обеспечения для ERP-систем можно строить систему на основе тиражных решений или осуществить кастомизированную разработку, учитывающую особенности бизнеса конкретного предприятия. Оба подхода обладают сильными и слабыми сторонами и определяются следующими критериями: стоимостью разработки и внедрения; стоимостью владения; соответствием требованиям организации; оперативностью отражения изменений законодательства. Может быть использован и комбинированный подход: функциональность финансово-хозяйственной деятельности целесообразно реализовывать на базе тиражных продуктов, а отраслевую специфику – на основе локальной кастомизации.
Структура ERP-системы отражает логику построения и взаимодействия бизнес-процессов предприятий энергетической отрасли, каждому из которых соответствует определенный функциональный модуль. В частности, на рис. 1 приведена структурная схема ERP-система распределительной сетевой компании.
Отраслевые бизнес-процессы подразделяются на основные – производственные, формирующие доходную часть предприятия и входящие в структуру тарифа на передачу электроэнергии, и управленческие – обеспечивающие. При этом совокупность данных бизнес-процессов и составляет информационную среду, необходимую для выработки и принятия эффективных управленческих решений. Основные функциональные задачи реализуются в двух взаимосвязанных контурах – контуре оперативного управленческого и производственного учета и контуре управления финансово-хозяйственной деятельностью (ФХД).
К основным производственным бизнес-процессам относятся передача электроэнергии и технологические присоединения к электрическим сетям. Для электросетевых компаний важным бизнес-процессом является управление активами, включающее в себя задачи технического обслуживания, ремонтов, сметной деятельности.
Основой для автоматизации производственных бизнес процессов является подсистема паспортизации электросетевого оборудования, в рамках которой решаются задачи учета иерархии электрической сети и установленного оборудования, ведение истории перемещения каждого объекта паспортизации, хранение неограниченного числа характеристик оборудования с возможностью дальнейшего анализа.
Процесс транспорта электроэнергии включает в себя:
  • учетные задачи – ведение базы потребителей электроэнергии (юридических и физических лиц), коммерческих и технических точек учета, измерительных комплексов потребителей электроэнергии, учет схем подключения субпотребителей, расчет отпуска электроэнергии по приборам учета, учет актов недоучета и перерасчетов, расчет объема потерь потребителей;
  • задачи формирования баланса электроэнергии:
    • учет перетоков электроэнергии между подстанциями;
    • учет технических и прочих потерь, расчет пофидерного баланса;
    • расчет баланса по подстанциям;
  • задачи учета и анализа транзита и передачи электроэнергии:
    • учет объема транзита электроэнергии по сетям, не принадлежащим распределительной сетевой компании;
    • учет объема передачи электроэнергии энергосбытовым компаниям;
    • формирование отчетности на основе информации о произведенных передаче и транзите электроэнергии.

 

К функциям подсистемы технологического присоединения относятся:

  • ведение базы заявителей на осуществление технологического присоединения;
  • сбор и хранение информации по присоединяемому объекту заявителя;
  • ведение истории согласования всех документов;
  • учёт работ и расходов по договору технологического присоединения;
  • формирование калькуляций себестоимости и актов:
    • осмотра электроустановок;
    • выполнения ТУ;
    • разграничения балансовой принадлежности.

Оперативный производственный контур также включает обеспечивающую подсистему метрологии, в рамках которой обрабатывается информация о средствах измерения, осуществляется планирование и отражение фактически выполненных метрологических работ.

Основные производственные бизнес-процессы связаны с задачами блока ФХД, традиционно решаемыми на энергетических предприятиях такими как бухгалтерский и налоговый учет, управление персоналом, бюджетирование и учет по МСФО через задачи, определяющие бизнес-планирование электросетевого предприятия: управление инвестициями, управление закупками, управление договорами и ведение претензионно-исковой деятельности.
Таким образом, осуществляется сквозное управление предприятием от производственных процессов к управлению инвестициями посредством формирования краткосрочной и среднесрочной инвестиционной программы, план-фактного анализа проектов по инвестиционной программе через задачи управления закупками и договорами: формирование годовой комплексной программы закупок и лотов на закупки, анализ исполнения оперативных планов закупок, осуществление торговых процедур, формирование и согласование договоров по результатам проведенных торгов, хранения сопутствующих документов, отражения хозяйственных операций по договорной деятельности в бухгалтерском учете.
Данная структура должна реализовываться в единой информационной базе, что позволит использовать общую нормативно-справочную информацию (НСИ), производить ввод данных, исключающий дублирование информации о производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку отражение событий о хозяйственной деятельности предприятия в контуре ФХД происходит позже, чем в оперативном контуре, то анализ данных для принятия управленческих решений происходит в оперативном контуре с применением расширенного состава показателей, обычно не используемых при ведении регламентированного учета. При этом все первичные операции в контуре ФХД проводятся на основе данных, полученных из оперативного контура с использованием алгоритмов интеграции.
Интеграция подсистем, автоматизирующих различные бизнес-процессы, должна осуществляться с соблюдением ряда принципов: единая база данных; общность нормативно-справочной информации; автоматическое заполнение данных на основании информации смежных блоков; разделение полномочий по шагам бизнес-процесса; формирование отчетности по данным различных подсистем; контроль соответствия данных смежных блоков.
Эти принципы должны реализовываться для обеспечения взаимодействия различных бизнес-процессов, в частности:
  • управление активами: – управление транспортом э/э – технологические присоединения, управление транспортом э/э – управление активами – энергоэффективность, взаимодействие с потребителями – технологические присоединения – бухгалтерский учет;
  • паспортизация – управление активами – метрология;
  • технологические присоединения – управление инвестициями – управление закупками – управление договорами – бухгалтерский учет; управление активами – управление автотранспортом – управление запасами – бухгалтерский учет;
  • паспортизация – управление активами – управление закупками – управление договорами – казначейство – бюджетирование.

Информационные системы, построенные на вышеупомянутых принципах, позволяют осуществлять сбор и обработку информации, а также решать задачи принятия комплексных управленческих решений на разных уровнях иерархии организации.

Большая часть ERP-систем в энергетической отрасли, соответствующих перечисленным требованиям в настоящее время на российском рынке реализуются на базе платформ “SAP ERP” и “1С:Предприятие”.