Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
3 ноября 2011 Статьи Архивный материал

(Окончание. Начало см. в № 43)

 

Одним из приоритетных направлений деятельности технических служб предприятия является планирование работ по ремонту и обслуживанию оборудования.

 

Планирование технического обслуживания и ремонта оборудования

 

В задачи подсистемы «Планирование технического обслуживания и ремонта оборудования» решения «ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» входят формирование графиков планово-предупредительных работ (ППР) на оборудовании и заявок на проведение работ, планирование потребностей в запасных частях, материалах, инструментах и трудовых ресурсах. В подсистеме также выполняется формирование бюджетов на ремонт.

Для формирования графиков ППР в программе предназначен документ «План-график ППР». С его помощью можно автоматически сформировать график ППР для каждой единицы оборудования указанной организации и подразделения для заданного периода. При необходимости ограничить список оборудования можно использовать отбор по различным критериям, например по дате ввода в эксплуатацию, по изготовителю оборудования, по типу оборудования, по принадлежности к определенной ремонтной группе и т.д., а также по комбинации критериев. Список видов ремонтных работ для единицы оборудования также можно ограничить.

 

При формировании графика учитываются календарная периодичность выполнения ППР, плановая наработка оборудования с учетом зарегистрированных простоев, а при наличии в системе необходимых данных - фактическая наработка оборудования. Программа также учитывает дату последнего выполненного ремонта определенного вида и некоторые другие данные.

 

Отметим, что в новой редакции программы 1.3 формирование графика ППР оптимизировано и выполняется таким образом, чтобы время простоя оборудования было минимальным.

 

В результате заполнения графика ППР будут автоматически рассчитаны даты начала и окончания ремонтных работ для всех указанных объектов оборудования по всем заданным видам ремонта. Сформировать визуальное представление графика ППР можно на закладке «Диаграмма ремонтов» документа «План-график ППР».

 

На основании графика ППР можно планировать материальные затраты по нормативам на ремонт и формировать заявки на приобретение недостающего материально-технического обеспечения (МТО).

 

Для оперативного планирования ремонтных работ в системе используется документ «Заявка на ремонт». Этот документ содержит сведения о перечне работ, необходимых для ремонта или обслуживания оборудования, а также о требуемых плановых затратах для их проведения, которые указаны в соответствующих спецификациях и технологических картах.

 

Заявка на ремонт может быть инициирована в результате  выявленного и зарегистрированного дефекта оборудования. В этом случае в программе на основании документа «Выявленные дефекты» формируется заявка на внеплановый ремонт. Заявка на ремонт также может быть инициирована наступлением даты планового ремонта по графику ППР. В этой ситуации в системе на основании документа «План-график ППР» создается заявка на плановый ремонт.

 

На основании утвержденных графиков ППР предприятию необходимо определить потребность в запасных частях, материалах и инструментах, которые нужны для выполнения ТО и ремонта. Информация об этой потребности формируется исходя из состава технологических операций нормативных ТО и видов ремонта в составе графиков ППР. Получить данные о потребности в материально-техническом обеспечении за период можно с помощью отчета «План МТО».

 

Для определения потребности в персонале на требуемый период для него необходимо сформировать графики ППР. На основании информации о планируемых нормативных ТО и видах ремонта система автоматически определит потребность в персонале. Данные о необходимом количестве человеко-часов по каждой квалификации на указанный период можно получить с помощью отчета «Плановая занятость сотрудников для ремонтных работ».

 

В программе предусмотрен учет затрат. Отчет «Прямые затраты на выполнение ремонта», например, содержит информацию о плановых затратах на трудовые ресурсы и МТО, которые необходимы для выполнения запланированных в графиках ППР видов ремонта и ТО в периоде.

 

Управление МТО ремонтов

 

Возможности подсистемы «Управление МТО ремонтов» позволяют вести учет МТО, при необходимости выполнять перерасчет плановых затрат МТО, формировать и контролировать выполнение внутренних заказов, а также контролировать затраты МТО.

 

Список запасных частей, которые используются для выполнения тех или иных работ по ремонту и обслуживанию оборудования, ведется на закладке «Запчасти» карточки объекта ремонта.

 

Необходимость в корректировке плановых затрат на МТО появляется при изменении в планах ремонта. Для перерасчета потребности в запасных частях, материалах и инструментах следует заново выполнить расчет графиков ППР за период. Далее на основании информации о планируемых нормативных ТО и видах ремонта автоматически пересчитается потребность в запасных частях, материалах и инструментах.

 

Информацию о потребности в МТО можно получить с помощью отчета «План МТО». В отчете представлены данные о номенклатурном перечне запчастей, материалов и инструментов, необходимых подразделению в определенном периоде для выполнения запланированных в графиках ППР ТО и видов ремонта.

 

В системе предусмотрена возможность формировать внутренние заказы, предназначенные для оформления потребности в МТО на складах и в подразделениях предприятия. В зависимости от вида ремонта внутренний заказ в системе можно сформировать двумя способами. Для планового ремонта внутренний заказ формируется на основании графика ППР, для внепланового – на основании заявки на ремонт. Позиции номенклатуры для внутреннего заказа могут быть как зарезервированы в текущем остатке на складах, так и размещены в заказах поставщикам.

 

Для контроля затрат на МТО предназначен отчет «План-фактный анализ затрат МТО».

 

Управление персоналом

 

Для регистрации приема сотрудников на работу, кадрового перемещения, а также увольнения в программе применяются соответствующие документы.

 

В рамках управления персоналом для проведения ТО и выполнения ремонта в программе предусмотрено присвоение сотрудникам необходимой квалификации.

 

Проконтролировать затраты на трудовые ресурсы можно с помощью отчета «План-фактный анализ трудозатрат».

 

Управление нарядами и работами

 

Все работы по обслуживанию и ремонту выполняются по нарядам на работы. Наряды на работы можно формировать автоматически на основании заявок на плановый и внеплановый ремонт. В случае если наряд должен содержать не все, а только выборочные технические операции, часть операций следует исключить.

 

Отметим, что предписания отдела техники безопасности для выполнения тех или иных ремонтных работ задаются в заявке на выполнение соответствующих работ. Печатную форму наряда-допуска к работам можно сформировать при работе с нарядом на работы. Факт завершения работ по ремонту и обслуживанию оборудования отражается в программе с помощью документа «Акт о выполнении этапа работ».

 

Для облегчения работы с заявками на ремонт, нарядами на работы и актами о выполнении этапа работ в программе предназначено автоматизированное рабочее место АРМ «Технического специалиста».

 

Формирование отчетности

 

В состав программного продукта включено большое количество отчетов, с помощью которых можно проанализировать данные по оборудованию, а также различные аспекты деятельности по обслуживанию и ремонту. Отчеты можно подразделить на группы – «Учет оборудования и нормативов», «Учет показателей эксплуатации», «Планирование ремонтов», «Управление нарядами и ремонтами», «Отчеты по подрядным работам» и «Анализ эффективности». Отчеты группы «Учет показателей эксплуатации», например, позволяют получить информацию о наработке оборудования, выявленных дефектах, значениях контролируемых показателей, простоях оборудования и т.д.

 

Для план-фактного анализа выполнения работ, которые предусмотрены графиками ППР, используется отчет «План-фактный анализ ППР».

 

В новой редакции программы 1.3 появилась возможность проанализировать стоимость владения оборудованием исходя из закупочной цены, стоимости обслуживания и простоев, что позволяет выбирать оптимальное оборудование на этапе закупки.

 

И. СИДОРОВ

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57