Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
23 октября 2008 Статьи Архивный материал

ОАО «Компания «Сухой» является одним из крупнейших российских авиационных холдингов, в состав которого входят ведущие конструкторские бюро и серийные самолетостроительные заводы. Компания обеспечивает выполнение полного цикла работ в авиастроении – от проектирования до эффективного послепродажного обслуживания. В настоящее время она занимает 3-е место в мире по объемам производства современных истребителей и является крупнейшим российским поставщиком авиационной техники на экспорт. Для гражданской авиации компания «Гражданские самолеты Сухого», являющаяся дочерним предприятием «Компании «Сухой», совместно с корпорацией «Boeing», а также рядом российских и европейских производителей ведут разработку региональных пассажирских самолетов «SuperJet-100». В холдинге работают около 31 тыс. человек.

Активная деятельность компании в последние годы привела к появлению новых филиалов и увеличению документооборота. По этой и по ряду других причин у нее появилась необходимость в информационной системе большей производительности, а также обладающей новыми развитыми функциональными возможностями, соответствующими изменившимся потребностям. В результате ее руководство приняло решение о внедрении новой автоматизированной системы на платформе «1С:Предприятие 8».

Работы по автоматизации были поручены специалистам компании «1С:Хомнет Консалтинг» (1С:Франчайзи, г. Москва), с которой холдинг плодотворно сотрудничает начиная с 2004 г.

Одной из главных задач проекта являлась автоматизация бухгалтерского и налогового учета компании. В системе требовалось также реализовать расчет заработной платы и кадровый учет. Для создания автоматизированной системы были использованы типовые прикладные решения «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Зарплата и Управление персоналом 8» на платформе «1С:Предприятие 8».

При разработке информационной системы «Компании «Сухой» специалисты «Хомнет Консалтинг» учли опыт, полученный ранее при автоматизации бухгалтерского учета головного предприятия холдинга на платформе «1С:Предприятие 7.7», а также особенности деятельности компании.

В состав холдинга входит несколько крупных предприятий, которые находятся в разных регионах России и за рубежом. К особенностям его деятельности относятся большое количество проектов и контрактов с длительными сроками реализации, активная внешне­экономическая деятельность и необходимость учета в контрактах требований зарубежных партнеров. На предприятии используются, как правило, многоэтапные финансовые схемы реализации контрактов. В соответствии с требованием заказчика следовало предусмотреть взаимодействие системы с приложениями, которые используются на предприятии: пакет MS Office и Hyperion Enterprise – специализированный программный продукт для формирования пакета консолидированной финансовой отчетности в соответствии с российскими стандартами, МСФО или GAAP.

При разработке и внедрении автоматизированной системы были использованы проектная технология и система управления качеством, по которой компания «1С:Хомнет Консалтинг» сертифицирована на соответствие международным стандартам ISO 9001:2000. В результате выполнения проекта было автоматизировано 50 рабочих мест.

Рассмотрим некоторые особенности автоматизированной системы.

 

Бухгалтерский и налоговый учет

 

В системе реализована схема ведения учета в нескольких российских и зарубежных филиалах. Для ведения распределенной информационной базы и составления филиальной сметы предусмотрены документы: «Поступление материалов», «Услуги сторонних организаций», «Передача материалов в филиалы».

Для проведения инвентаризации на участках учета основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности и др. в системе используется комплект инвентаризационных описей.

План счетов налогового учета настроен в соответствии с требованиями к ведению учета, отчетности и анализу операций, облагаемых и не облагаемых налогом на прибыль.

В соответствии с пожеланиями заказчика в системе значительно усилена роль отделов планирования. Предусмотрена функционально насыщенная схема планирования и учета расходов по контрактам, автоматизировано планирование затрат при позаказном методе учета расходов.

Для оптимизации бизнес-процессов и сокращения временных затрат предназначен пакет отчетов для управленческого учета финансовой и производственной деятельности компании. В соответствии со спецификой финансовой деятельности автоматизированы расчет и учет процентов по кредитам и займам.

Регламентированная бухгалтерская и налоговая отчетность в системе приведена в соответствие особенностям деятельности холдинга. Структура бухгалтерского баланса компании по форме № 1, например, реализована с учетом ее финансовой деятельности. Предусмотрены разделение долгосрочной и краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, учет процентов по долгосрочным кредитам и т. д. Автоматизировано и получение статистической отчетности по формам П-1, П-2, П-3 и 5-З.

Кроме того, при разработке новой информационной системы был усовершенствован ряд функциональных возможностей, реализованных специалистами «1С:Хомнет Консалтинг» в прежней системе на платформе «1С:Предприятие 7.7». Это относится, например, к учету авансовых отчетов при расчете по корпоративным картам, учету клиринговых операций, выполненных через комиссионеров, и т. д. Реализована также возможность учета аванса по произвольным курсам при расчете суммовых разниц.

Перенос остатков в новую систему был выполнен с помощью решения «1С:Предприятие. Конвертация данных».

 

Учет НДС

 

В системе реализован достаточно сложный учет налога на добавленную стоимость (НДС). Для ведения учета НДС настроен План счетов бухгалтерского учета, предусмотрены специальные документы по учету «входящего» НДС – «Запись книги покупок по НДС налогового агента» и «Сторно НДС».

Распределение хозяйственных операций на облагаемые и не облагаемые НДС, а также на облагаемые НДС по ставке 0% выполняется с помощью документа «Распределение входящего НДС». Для анализа НДС в системе предусмотрены соответствующие отчеты.

 

Расчет заработной платы и кадровый учет

 

В соответствии с пожеланиями заказчика в системе реализованы специфические механизмы для расчета среднего заработка, а также отчетность для кадрового учета и расчета заработной платы. Выполнен перенос данных из «1С:Зарплата и Кадры 7.7» в «1С:Зарплата и Управление персоналом 8». Проведено обучение пользователей.

Следует отметить, что после перехода на новую информационную систему скорость расчета Единого социального налога (ЕСН), например, и формирования отчетности по ЕСН увеличилась примерно в 50 раз.

В системе реализован механизм для загрузки из файлов Excel данных о ежемесячных премиях. Предусмотрены также механизмы для автоматического формирования списков на выплату через кассу и карточные счета. Настроена гибкая система выгрузки проводок в программу «1С:Бухгалтерия 8».

Все печатные формы кадрового учета приведены в соответствии с внутренними стандартами компании. Предусмотрено формирование статистической отчетности по форме П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

 

Результаты проекта

 

После внедрения в холдинге информационной системы на платформе «1С:Предприятие 8» пользователи работают в современной, гибкой и дружелюбной среде. Новые возможности платформы позволили вести более подробный и масштабный учет, получать оперативную и итоговую информацию о финансовом состоянии компании. Благодаря автоматизации документооборота и бизнес-процессов значительно снизились трудозатраты. В результате выполнения проекта автоматизации компания получила комплексную автоматизированную систему, которая соответствует всем требованиям руководства и российского законодательства.

 

Е. ЮСТУС

1С:Франчайзи «1С:Хомнет»

Контактный телефон (495) 967-81-52