Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
10 июля 2008 Статьи Архивный материал

Для автоматизации управленческого учета услуг, оказываемых медицинскими учреждениями, компания "Аналит" (1С:Франчайзи, г. Москва) предлагает прикладное решение "Аналит: Учет медицинских услуг". Данное решение представляет собой программный продукт на платформе "1С:Предприятие 8". При его разработке был проанализирован и учтен опыт, полученный в течение 8 лет специалистами компании при автоматизации нескольких десятков медицинских учреждений Москвы и Подмосковья.

Функциональные возможности прикладного решения отражают различные этапы деятельности работников лечебного учреждения. Программный продукт позволяет составлять расписание работы медицинских работников, вести учет оказанных услуг и взаиморасчетов со страховыми компаниями, корпоративными клиентами, семьями пациентов и собственно пациентами, а также проводить анализ выполненных работ. В программе предусмотрено назначение цен на услуги. Возможно гибкое назначение скидок и наценок в зависимости от даты, времени и дня недели приема, от перечня оказанных услуг и от врача, проводящего прием.

Рассмотрим некоторые особенности программы.

 

Ведение учета пациентов

 

Для ведения учета пациентов в программе используется справочник "Физические лица (Пациенты)". В данном справочнике хранятся информация о дате рождения пациента, уникальном номере его амбулаторной карты, данные о страховом полисе, льготных удостоверениях, контактная информация и др. В карточку каждого пациента также вводится информация об основном договоре взаиморасчетов с медицинской организацией за оказанные услуги.

Реализован поиск пациентов по уникальному коду, фамилии, имени, отчеству и ИНН.

 

Автоматизация приема пациентов и ведения амбулаторных карт

 

В программе автоматизирован процесс приема пациентов, который сопровождается оформлением одного основного документа и нескольких вспомогательных. Основным является документ "Прием пациента", где отображается детальная информация о диагнозах, по которым проводится прием пациента. При его оформлении врач выбирает диагноз из справочника МКБ № 10 (Международный классификатор болезней № 10), встроенного в программу.

Состав и количество вспомогательных документов определяются типом приема - "Консультация специалиста", "Первичный прием", "Оказание услуг" и т.д. Перечень типов приема содержится в одноименном справочнике и может быть расширен.

В полный перечень вспомогательных документов входят такие, как "Анамнез болезни", "Выписка входящая", "Выписка исходящая", "Выявлено у пациента", "Жалобы", "Назначения", "Оказание услуг", "Рекомендации" и "Этапный эпикриз". Вспомогательные документы вводятся в рамках определенного приема, содержат ссылку на конкретный документ "Прием пациента" и могут быть отобраны в амбулаторной карте пациента по этой ссылке.

Для оформления в программе документов по приему пациентов и их дальнейшего редактирования удобно использовать специальный интерфейс "Рабочее место врача".

Наименование организации, которая принимает пациента, а также подразделения, в котором работает врач, во всех документах заполняется автоматически на основании параметров текущего сеанса работы с программой. Автоматически на основе данных о враче, принимающем пациента, заполняются и данные о его специализации и об ответственном за документ. При этом информация об ответственном в дальнейшем недоступна для редактирования.

Документ "Анамнез" включает сведения о начале заболевания, о динамике симптомов от начала заболевания и до момента обращения, о факторах, с которыми пациент связывает данное заболевание, об исследованиях, о лечении, которое проводилось, о его результатах и т.д.

Особенности диагноза пациента, внешние признаки болезни и другие аналогичные данные вводятся с использованием документа "Выявлено у пациента". Информация о всех видах недомоганий, полученная со слов пациента, записывается в систему с помощью документа "Жалобы".

Документ "Назначение" содержит сведения о всех процедурах и других видах услуг, назначенных пациенту, об их продолжительности, цене и стоимости, о скидке и сумме скидки, если она имеет место, о ставке и сумме НДС. После ввода в документ необходимых данных его можно автоматически проверить на наличие возможных ошибок. К ошибкам относятся, например, такие, как "Закончился срок действия документа", "Не выбран договор, по которому оказывается услуга", "Закончился срок действия договора", "По договору оказывается (количество1) данных услуг. Назначено (количество2)" и т.д.

На основании документа "Назначение" можно оформить "Акт об оказании услуг" и "Счет на оплату услуг".

Регистрация услуг, оказанных пациенту, выполняется с помощью документа "Оказание услуг". На основании данного документа выполняется оплата услуг, а также формируются статистика и отчетность.

Перечень рекомендаций пациенту, которые желательно выполнять после посещения лечебного учреждения, вводится посредством документа "Рекомендации".

В течение недели с момента поступления пациента заполняется документ "Этапный эпикриз", в котором формулируется план обследования и лечения. Данный документ также вводится при смене лечащего врача.

Для облегчения и ускорения заполнения документов в программе предусмотрен механизм создания и использования шаблонов анамнезов, жалоб, эпикризов, выписок и рекомендаций.

Все медицинские данные по пациентам хранятся в справочнике "Амбулаторные карты". Это информация об анамнезе жизни, т.е. данные о перенесенных ранее заболеваниях, операциях и травмах, а также об аллергических реакциях, уточненных диагнозах, назначениях и т.д. При работе с амбулаторной картой врачу доступны все документы, которые были введены для пациента во время приемов.

 

Ведение расписания приема врачей

 

Для оптимизации работы медицинских учреждений в программе предусмотрено ведение "Расписания приема" врачей. Для составления расписания удобно использовать шаблоны, учитывающие дни недели, четность дней и время оказания услуг. Оно формируется в разрезе дат, организаций, подразделений, отделений, кабинетов и врачей, проводящих прием. При изменении расписания у одного из врачей расписание у всех остальных врачей перестраивается автоматически.

С расписанием могут работать сотрудники регистратуры и врачи. При работе с ним можно регистрировать новых пациентов, создавать договоры и амбулаторные карты, вводить запись пациентов на первичный и повторный прием, а также резервировать время.

Для анализа работы врачей по назначенным и оказанным услугам, а также работников, регистрирующих запланированные услуги, в программе используются отчеты. Стоимость и виды услуг, предлагаемые организацией, фиксируются в отчете "Прайс-лист". Группа отчетов предназначена для анализа взаиморасчетов.

До внедрения решения "Аналит:Учет медицинских услуг" программный комплекс, эксплуатируемый в Научном центре здоровья детей РАМН (ГУ НЦЗД РАМН), не позволял своевременно учитывать все факты оказания и оплаты услуг. В комплексе отсутствовал механизм расчета вознаграждения сотрудников организации, система была закрытой, что исключало возможность настройки ИТ-персоналом медицинского учреждения. В результате внедрения данного решения Научный центр получил совершенную систему управления и учета медицинских услуг. Это позволило поднять на новый уровень работу пользователей - от сотрудников регистратуры и отдела медицинской статистики до врачей и руководителей.

Для работы с программным продуктом "Аналит:Учет медицинских услуг" необходимо наличие платформы "1С:Предприятие 8".

Прикладное решение "Аналит:Учет медицинских услуг" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".

 

С. СУПТЕЛИН

1С:Франчайзи "Аналит"

Контактный телефон (495) 727-28-11