Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие

Алкогольная Сибирская Группа

г Омск, Январь 2023
Общее число автоматизированных рабочих мест
550
Цифровые технологии

Цели проекта

Реализация проекта преследовала 4 основные цели:

  1. Снять риски, отказавшись от использования зарубежного ПО в ключевых бизнес-процессах.
  2. Сохранить производительность в ранее автоматизированных процессах на уровне зарубежного программного продукта.
  3. Реализовать лучшие наработки "1С" и "КомЛайн" в части регламентированного учета.
  4. Сформировать основу для дальнейшей цифровизации и масштабирования функционала.

Перед проектной командой стояла задача перенести все бизнес-процессы из ERP-системы и системы управления складом зарубежного вендора в новую информационную систему, которая должна обеспечивать возможность:

  • оперативного обновления конфигурации при изменении законодательства;
  • ведения помарочного учета, гибкой ценовой политики, учета производственных расходов;
  • контроля и отслеживания кредитного лимита в разрезе контрагентов;
  • постатейного распределения затрат, детализации рассчитанной себестоимости до объема исходных затрат с последующим детальным анализом отклонений вне зависимости от количества переделов производственного процесса;
  • планирования производственных показателей деятельности с доверительным уровнем точности;
  • автоматизации налогового мониторинга,

а также обеспечивать полноту, достоверность и оперативность предоставления учетно-управленческой информации для руководства и акционеров компании на уровне зарубежной системы.

Ситуация до внедрения

"Алкогольная Сибирская Группа" (АСГ) – один из крупнейших производителей алкогольной продукции с портфелем из 30 брендов крепкого алкоголя, занимает 1 место по темпам роста продаж водки в России. По итогам 2022 года объем продаж компании составил 9 240 тыс. декалитров.

Основные торговые марки АСГ – "Белая Березка", "Хаски", "Сиббиттер" и "Пять Озер". Водка "Пять Озер", согласно данным международного рейтинга Millionaires Club 2022 журнала Drinks International, является самой продаваемой водкой российского производства в мире.

Продукция компании производится на заводе "Омсквинпром" в Сибири, который работает с 1993 года и входит в тройку крупнейших ликеро-водочных заводов России, а также на "Рузском Купажном Заводе" в Подмосковье, начавшем работу в 2016 году.

В качестве системы учета и управления компания использовала облачное ERP-решение зарубежного вендора вместе с системой управления складом того же разработчика.

В компании были качественно автоматизированы процессы операционной деятельности:

  • Планирование, учет, отчетность движения готовой продукции, сырья и материалов, товаров.
  • Производство и учет безводного спирта.
  • Ценовая модель, учет минимальной оптовой цены и минимальной розничной цены.
  • Управление прямыми отгрузками.
  • Учет и контроль дебиторской задолженности.
  • Интеграция с EDI, TMS-системой, Chicago, ЕГАИС, "1С:Зарплата и управление персоналом 8", BI-системой, системой ханения акцизных марок и WMS-системой зарубежного вендора.

Эти процессы работали стабильно и единообразно для всех площадок и юридических лиц компании и могли быть масштабированы при расширении бизнеса.

В связи с объявлением иностранного вендора об уходе из России "Алкогольная Сибирская Группа" столкнулась с возросшими рисками утраты доступа к учетным системам. Оценив все возможные варианты развития событий, руководство компании приняло решение о переходе на отечественный продукт "1С:ERP. Управление холдингом" с "1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP". В качестве замены для зарубежной системы управления складом было выбрано "1С:WMS Логистика. Управление складом".

Михаил Козлов, директор по информационным технологиям и безопасности "Алкогольной Сибирской Группы":
"Весной 2022 года, когда крупные иностранные вендоры ПО стали уходить из России, у компании возникли риски утраты доступа к учетным системам. В связи с этим, и принимая во внимание другие факторы — достаточно высокую стоимость зарубежных решений при эксплуатации и доработках, ограниченность функционала для регламентированного учета, неопределенность в части дальнейшего развития и обновлений системы — руководство "Алкогольной Сибирской Группы" поставило задачу внедрить другие ERP и WMS системы. Для нас выбор был очевидным — установить топовые конфигурации фирмы "1С". При этом одним из важнейших условий и критериев успешности проекта было сохранение производительности, потому что решения зарубежного вендора задают очень высокую планку, с точки зрения производительности системы и эффективности процессов. Выбирая исполнителя проекта, мы ориентировались на успешные кейсы автоматизации систем учета крупных промышленных предприятий, особенно в компаниях, производящих алкогольную продукцию, на опыт внедрения "1С:ERP. Управление холдингом" и на наличие командного ресурса, достаточного для выполнения проекта в очерченных границах. Мы остановились на ГК "КомЛайн".


Уникальность и инновационность проекта

Это один из первых проектов в пищевой отрасли по переходу с решений известного зарубежного вендора на 1С. Сложность проекта изначально заключалась в его масштабности и сжатых сроках. Проект стартовал 08.04.2022 года, система на базе "1С:ERP. Управление холдингом" была введена в промышленную эксплуатацию – 08.01.2023 года.

В организационный объем проекта входили 2 офиса, 2 завода, 4 распределительных центра. На каждой из площадок бизнеса необходимо было сохранить функционал, который ранее был доступен в зарубежной ERP-системе.

Автоматизированы следующие производственные площадки:

  1. "Рузский Купажный завод" (д. Горбово, Рузский район, МО)
  2. "Омсквинпром" (г. Омск)

Автоматизированы распределительные центры в следующих городах:

  • г. Омск,
  • МО, д. Шарапово,
  • г. Санкт-Петербург,
  • г. Владивосток.

Внедрение "1С:ERP. Управление холдингом" затронуло все подразделения группы, начиная от приемки сырья, и заканчивая финансовой службой. Реализация проекта осложнялась тем, что сотрудники предприятия в подавляющем большинстве с 1С не были знакомы, поэтому объяснение логики работы системы, разъяснение назначения реквизитов, полей документов и т. д. требовало дополнительного времени. Управление проектом велось по гибридной проектной технологии: с использованием классической каскадной модели Waterfall и фреймворка Scrum. Разработка по большинству подсистем велась по листам требований в несколько итераций, без составления функциональных технических заданий. Это дало время в начале проекта и гибкость, с точки зрения настройки функционала.

Гульнара Лебедева, операционный директор ГК "КомЛайн":
"К моменту старта проекта у нас был опыт внедрения "1С:ERP. Управление холдингом" в пищевой отрасли. Но проект по переходу с зарубежной системы на 1С в "Алкогольной Сибирской Группе" стал для нас первым. И не только для нас — это один из первых проектов по импортозамещению ПО в пищевой отрасли. Это масштабный и ресурсоемкий проект. В нем участвовало большое количество сотрудников. Только с нашей стороны было задействовано свыше 50 специалистов. В ходе интенсивной поддержки пользователей в фазе промышленной эксплуатации системы их число возросло до 75. Выполнялась колоссальная работа по кастомизации системы в соответствии с бизнес-процессами компании. Количество задач по доработке типового функционала превысило 1,5 тысячи. Благодаря профессионализму, вовлеченности и эффективному взаимодействию специалистов "Алкогольной Сибирской Группы" и "КомЛайн" проектной команде удалось достичь поставленных целей в запланированные сроки".
Автоматизация деятельности предприятия произведена в следующем порядке:

  1. Моделирование и демонстрация бизнес-процессов предприятия в "1С:ERP. Управление холдингом" с "1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP", "1C:WMS Логистика. Управление складом".
  2. Анализ дефицитов функционала.
  3. Разработка.
  4. Демонстрация сквозных бизнес-процессов.
  5. Опытная эксплуатация.
  6. Промышленная эксплуатация.

Публикации о проекте

Результаты проекта

  • В срок 9 месяцев внедрена единая информационная система на базе "1C:ERP. Управление холдингом" с "1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP", "1C:WMS Логистика. Управление складом" в двух офисах, на двух производственных площадках и в четырех распределительных центрах;
  • Запущена система в функциональных блоках "1C:ERP. Управление холдингом": "Продажи", "Логистика", "Производство", "Склад" (включая 1С:WMS), "Управленческий учет", "Регламентированный учет", "ЕГАИС", "Ценообразование", "Планирование", "Закупки", "Казначейство";
  • Функционал модулей управления финансами, контроллинга, производственного планирования, управления закупками, управления сбытом, управления качеством и WMS-системы перенесен в "1C:ERP. Управление холдингом" + "1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP" и "1C:WMS Логистика. Управление складом";
  • Реализованы интеграции c внешними системами: системой хранения акцизных марок зарубежного вендора, "1С:WMS", EDI, LogistPro, "1С:Зарплата и управление персоналом 8", BI-системой, ЕГАИС, Chicago. Для интеграции "1С:ERP. Управление холдингом" с системой хранения акцизных марок специалисты "КомЛайн" написали микросервис на языке C#, который транслирует http-запросы от 1С в RFC вызовы в систему хранения акцизных марок. Сервис демонстрирует высокую работоспособность;
  • Выполнена миграция НСИ, остатков в новую систему, разработано, сформировано и загружено 152 шаблона уровня x6;
  • Автоматизировано ведение налогового и бухгалтерского учета;
  • Настроено автоматическое формирование регламентированной отчетности согласно действующего законодательства РФ;
  • Более 400 пользователей обучены и работают в системе по всему функционалу на всех площадках;
  • Настроены права доступа, позволяющие обеспечить доступ к документам в соответствии с должностными обязанностями каждого конкретного сотрудника с различными уровнями доступа к информации;
  • Реализована следующая функциональность подсистем:

1. Закупки


  • Контроль алкогольных лицензий поставщика
  • Связь договора и соглашения при выборе поставщика
  • Контроль входящих поставок (отчет)
  • Контроль над контрактами с поставщиками

2. Продажи

  • Контроль процесса мегареализации (АРМ)
  • Контроль отгрузок (АРМ)
  • Пакетная печать отгрузочных документов
  • Загрузка заказов из EDI, "Мобильная торговля", EXCEL

3. ЕГАИС

  • Контроль алкогольных лицензий клиентов при отгрузке
  • Проверка на каждом этапе взаимодействия ЕГАИС
  • Функционал по переброске груза с разных ТС
  • Автоматическое создание документов ЕГАИС на основании учетных ERP

4. WMS

  • Отбор продукции на складе по требованиям клиентов
  • Контроль вложенности акцизных марок в короба и палеты на складе
  • Помарочный контроль отбираемой на складе продукции
  • Подпитка зон отбора продукции при их высвобождении
  • Интеграция с системой хранения акцизных марок и их вложенности
  • Движение по складу товара на основании бизнес-процессов заказчика
  • Приемка товара на складах по нескольким, отличным друг от друга бизнес-процессам
  • Отгрузка товара на складах по нескольким, отличным друг от друга бизнес-процессам

5. Регламентированный и управленческий учет

  • Учет акцизов в балансовых формах
  • Учет НДС с рекламой свыше 100 тысяч руб.
  • Учет по проектам ВМА (учет материалов в разрезе внеоборотных активов)
  • Начисление резервов по сомнительным долгам
  • Кредитный контроль
  • Accruals (метод условных начислений)
  • Распределение затрат в зависимости от транспортного плеча
  • Прослеживаемость себестоимости продаж до партии возникновения, с учетом движений Intercompany
  • Распределение накладных расходов по 5ти базам распределения, с учетом аллокаций по составным аналитикам Партнера и Номенклатуры
  • Рассплитование продаж дистрибьюторам по вторичным каналам сбыта
  • Формирование отчета о финансовом результате с учетом продаж зарубежного внешнего контура и элиминирования оборотов между собственными юрлицами различной принадлежности де-юре.

6. Производство

  • Расчет и сквозной учет безводного спирта
  • Автоматический расчет потерь приемки спирта по данным ТТН
  • Автоматический подбор партий спирта по методу FIFO с учетом разных крепостей
  • Инвентаризация спиртосодержащих материалов с расчетом расхода потерь по норме и сверх нормы
  • АРМ по управлению производственными заказами и выпусками продукции
  • Автоматическое формирование документов в регламентированном учете по регламентному заданию.
Все подсистемы введены в промышленную эксплуатацию 08.01.2023 г.