"1С:ТОИР 2 КОРП" как часть программы "бережливого производства" на Ломоносовском опытном заводе
ОАО "Производственная фирма "КМТ"
О Ломоносовском опытном заводе
Ломоносовский опытный завод (ОАО "Производственная фирма "КМТ") в Ленинградской области — основной российский производитель и поставщик комплектующих для железнодорожного транспорта и станций метрополитена. Завод производит оконные и дверные системы пассажирских вагонов, эскалаторы, межвагонные электрические соединения, виброизоляционные полы, автоматические подножки (ступени) вагонов, подъемные устройств для инвалидов.
История предприятия насчитывает более 25 лет. С 2004 по 2019 года завод входил в состав АО "Трансмашхолдинг", крупнейшего производителя подвижного состава для рельсового транспорта.
С 2019 года предприятие является частью дивизиона "Интерьер и экстерьер" управляющей компании группы ООО "Холдинг Транспортные Компоненты", партнера АО "Трансмашхолдинг" в области развития компонентов и систем для выпускаемого им подвижного состава. Продукция завода поставляется в Германию, Латвию, Литву, Эстонию, Казахстан, Азербайджан. На заводе работает более 800 человек, из них около 40 — в подразделении эксплуатации.
Предпосылки проекта: управление активами в концепции "бережливого производства"
В состав управляющей компании "Трансмашхолдинга" входит более двух десятков заводов, для удобства взаимодействия с партнерами предприятия разделены на дивизионы. С 2011 года на всех предприятиях применяется Производственная система ТМХ, основанная на концепции "бережливого производства" (Lean). Ее основные цели:
- сокращение затрат;
- оптимизация сроков создания продукции;
- сокращение производственных и складских площадей;
- гарантия поставки продукции заказчику;
- высокое качество при согласованной с заказчиком стоимости.
Дважды в год на заводах холдинга проходят производственные аудиты с участием экспертов из головной компании и ведущих специалистов всех компаний холдинга. Во время аудита каждого предприятия в ключевом документе развития производственной системы "бережливого производства" — "Дорожной карте" — анализируется защита текущего уровня и достижение заявленных целевых показателей. "Дорожная карта" содержит требования по 5 направлениям развития:
- менеджмент;
- подготовка производства;
- качество;
- производство;
- цепочка поставок.
Цели в "Дорожной карте" разбиты на темы по сферам деятельности и структурированы поэтапно — уровнями, нарастающим итогом. В разделе "Дорожной карты" "Управление производственными активами" необходимо достижение целей 10 и 11:
-
Цель 10. Показатели надежности оборудования. Уровень поломок/Коэффициент технической готовности, MTBF (Mean Time Between Failures — средняя продолжительность работы между отказами, характеризует надежность восстанавливаемого прибора, устройства или технической системы), MTTR (Mean Time To Restoration — среднее время до восстановления работоспособности).
-
Цель 11. Анализ и оптимизация затрат на обслуживание и ремонт оборудования.
Для достижения этих целей требуются:
- инструмент систематизированного (документированного и структурированного) сбора-регистрации и анализа показателей коэффициента технической готовности/аварийности, MTBF, MTTR;
- анализ по определению 20 единиц оборудования с наиболее высоким уровнем поломок;
- анализ поломок и потерь, связанных с организацией внеплановых ремонтов;
- четкое разделение материальных и трудовых затрат на ремонты и обслуживание по каждой единице основного оборудования через ордерную организацию работ с выдачей нарядов, в которых отображаются все затраты на ремонты (заказ-наряд);
- анализ целевых показателей, на основании которых разрабатываются планы мероприятий и стандарты по достижению целевых уровней.
Ситуация до внедрения и выбор IT-решения
В конце 2018 года в результате производственных аудитов на Ломоносовском опытном заводе были выявлены факторы, тормозящие достижение ключевых уровней по целям "Дорожной карты":
- Формирование отчетов в MS Excel, сбор и внесение данных вручную.
- Информирование службы эксплуатации и ремонта о возникшей неисправности оборудования вручную путем передачи бумажного бланка.
- Бумажный документооборот со службами экономической дирекции в части управления товарно-материальными ценностями, а также с отделом труда и заработной платы в части учета рабочего времени сотрудников ремонтной службы.
Уникальность и инновационность проекта
"1С:ТОИР 2 КОРП" на Ломоносовского опытном заводе используется как средство достижения целевых показателей "Дорожной карты" по методу ТРМ (Total Productive Maintenance) и позволяет выполнять требования "бережливого производства" в части управления производственными активами. Активными пользователями системы являются как специалисты службы эксплуатации и ремонтов, так и сотрудники производства. Для них доработан 1 типовой и созданы 2 новых АРМа:
-
АРМ "Технический специалист" доработан на основе типового с учетом реальных процессов на предприятии, которые включают в себя обязательный этап предварительной диагностики. Когда заявка от производства поступает в службу эксплуатации и ремонтов, специалист службы определяет вид необходимых работ: ремонт или мероприятие в рамках техобслуживания.
-
АРМ "Мастер" разработан специально для нужд завода, поскольку требовалась нетиповая схема регистрации заявок на ремонт. Для наглядности контроля состояния ремонтов в АРМ добавлены: цветовая индикация; пиктограммы; форма подтверждения ремонтных работ; дополнительные реквизиты; дополнительные отчеты; возможность изменить данные о состоянии оборудования.
-
АРМ для ведения графиков работы оборудования. Он позволяет в удобном виде формировать графики работы для разных единиц оборудования с учетом подчиненности узлов. Необходимость в таком АРМе объясняется подвижным графиком работы производства: в зависимости от планов, работы могут вестись в 1, 2 или 3 смены.
Типовой функционал "1С:ТОИР 2 КОРП" не содержит отчетов, которые используются в "Трансмашхолдинг" для оценки уровней "Дорожной карты", поэтому были разработаны и включены в систему 11 новых отчетов. Для их формирования скорректированы типовые бизнес-процессы в системе. Организован в электронном виде процесс обмена информацией между сотрудниками производства и ремонтной службы о наличии неисправности оборудования и статусе ремонта.
Специальная отчетность для программы "бережливого производства":
-
База распределения материальных затрат. Отчет позволяет увидеть, какие затраты (материалы, трудозатраты) на каждую единицу оборудования произведены, какие материалы израсходованы, какова стоимость материалов и трудозатрат. Есть возможность проанализировать, какие модели станков наиболее затратны в обслуживании.
-
Анализ отказов по ЧПУ. Отчет предназначен для сбора информации по основным показателям оборудования с программным числовым управлением, наиболее дорогостоящего и технологичного.
-
Анализ поломок и потерь. Отчет позволяет определить виды потерь по каждой единице оборудования за отчетный период, произвести анализ и разработать планы мероприятий.
-
Выполнение плана ППР. Отчет позволяет анализировать процент выполнения планово-предупредительных ремонтов.
-
Доля распределения материальных затрат на обслуживание и ремонт. Отчет позволяет определять долю затрат на ремонты от общей реализации предприятия и сравнивать с плановым показателем.
-
Журнал учета проведения аварийных ремонтов. Отчет позволяет анализировать зарегистрированные дефекты: виды, время устранения, частоту возникновения.
-
Расчет основных показателей надежности. Отчет позволяет анализировать основные показатели работы оборудования, MTTR, MTBF.
-
Сравнение уровня поломок. Отчет позволяет анализировать изменение уровня поломок оборудования за отчетный период.
-
Среднее время ремонта. Отчет отображает среднее время ремонта по всему оборудованию.
-
Средний уровень поломок. Отчет позволяет видеть процентное соотношение общего времени работы оборудования и времени простоя в период ремонта.
-
Уровень поломок: 20 наихудших. Отчет позволяет выявить 20 единиц оборудования, которые имеют самый высокий показатель уровня поломок.
Публикации о проекте
Дополнительная информация к описанию проекта
Евгений Савельев, руководитель департамента информационных технологий "Обособленное подразделение КСК Санкт-Петербург" ООО "Ключевые системы и компоненты":
"Мы видим серьезный прогресс в подготовке управленческой отчетности. Раньше требовалось до 3-х дней, чтобы собрать и сопоставить информацию из бумажных журналов. Сейчас информация накапливается планомерно, день за днем, а отчет строится автоматически. Немаловажно, что внесением данных теперь занимается не руководитель, а несколько операторов оборудования. Это одновременно повышает скорость обработки информации, снижает количество возможных ошибок и высвобождает дорогостоящее время руководящих сотрудников для основной работы. Предприятие получает возможность реально экономить, повысить качество информации о состоянии основных фондов, быстрее достигать поставленных целей".
Результаты проекта
Решены проблемы предприятия, тормозящие достижение целевых показателей "Дорожной карты" по методу ТРМ (Total Productive Maintenance) для программы "бережливого производства":
- Оптимизировано управление ТОиР за счет создания единой базы оборудования и нормативно-справочной документации.
- Сформированы инструменты для специализированной отчетности и аналитики.
- Достигнута прозрачность движения товарно-материальных ценностей, включая их расход и планирование.
- Обеспечен высокий уровень подготовки к производственным аудитам: данные из "1С:ТОИР 2 КОРП" оцениваются как достоверные.
Экономический эффект по целевым показателям "бережливого производства":
- снижение затрат на содержание оборудования — 12%;
- снижение затрат на ремонт оборудования — 4%;
- сокращение времени ремонтов оборудования — 2,5%;
- снижение уровня поломок — 3,8%;
- повышение коэффициента готовности оборудования — 3,8%.

Экономический эффект от внедрения
- ускорение получения управленческой отчетности: 50%
- сокращение производственных издержек: 3%