Cоздание системы учёта и подготовки отчётности по ЕПС и ОСБУ с помощью решения «Хомнет:НФО» на базе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» в АО НПФ «БУДУЩЕЕ»
АО НПФ «БУДУЩЕЕ»
Переход на ЕПС и ОСБУ - автоматизация перехода на новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета Фонда, согласно требованиям ЦБ РФ в АО НПФ «БУДУЩЕЕ» на базе «1С:Бухгалтерия КОРП»
Информация о заказчике
АО НПФ «БУДУЩЕЕ» – один из крупнейших негосударственных пенсионных фондов, осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению. АО НПФ «БУДУЩЕЕ» объединил в себе лучшие практики ведущих фондов России – АО НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС» и АО НПФ «СтальФонд». В декабре 2016 года завершилось присоединение к АО НПФ «БУДУЩЕЕ» еще двух крупных негосударственных пенсионных фондов – АО НПФ «Уралсиб» и АО НПФ «Наше Будущее». АО НПФ «БУДУЩЕЕ» занимает 2 место по числу клиентов и объему пенсионных накоплений в управлении, входит в Систему гарантирования прав застрахованных лиц и обладает рейтингом надежности агентства Эксперт РА А «Высокий уровень надежности».
Описание проекта
В связи с вступающим с 2017 года в силу Положением Банка России о переходе НФО на Единый план счетов (ЕПС) и Отраслевые стандарты бухгалтерской отчётности (ОСБУ) АО НПФ «БУДУЩЕЕ» принял решение реализовать в своей информационной системе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» механизмы, позволяющие вести учёт и готовить отчётность по новым отраслевым стандартам.
Для реализации задач была выбрана компания «Хомнет консалтинг». Специалисты компании приняли участие в формировании методологии учёта по ЕПС для негосударственных пенсионных фондов с учётом специфичных бизнес-процессов АО НПФ «БУДУЩЕЕ», а также разработали техническую реализацию созданной методики учёта в системе.
Уникальной задачей в создании системы стала реализация блока автоматизации процессов отражения в отчётности операций доверительного управления. Ранее, согласно требованиям РСБУ, такую отчётность предоставляли только управляющие компании. Осложняли решение задачи большие объёмы данных – до 20 тысяч операций в месяц – и сложная организация взаимодействия НПФ с управляющими компаниями (управляющие компании как профессиональные участники рынка ценных бумаг переходят на ЕПС с 2018 года. Поэтому на момент старта проекта в АО НПФ «БУДУЩЕЕ» составление методики учёта представляло собой трудоёмкий организационный процесс получения, сопоставления и согласования данных с управляющими компаниями).
Значительное время на проекте заняла глубокая методическая проработка, требовавшая не просто создания фактически новой учётной системы для формирования отчётности по ОСБУ, но создания адаптивной, гибкой к изменениям системы, позволяющей осуществить плавный переход на новые стандарты учёта.
Результатом проекта стала подготовка отчётности по требованиям Банка России за 1 квартал 2017 года.
Цели и задачи проекта
Целью Проекта являлось обеспечение автоматизации перехода на новый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета Фонда, в соответствии с новым Планом счетов и отраслевыми стандартами бухгалтерского учёта для некредитных финансовых организаций и подготовка отчётности, соответствующей требованиям надзорного органа – Центрального Банка Российской Федерации.
Таким образом, задачи проекта можно обозначить следующим образом:
-
Подготовка и адаптация методики ведения учёта на ЕПС в НПФ.
-
Разработка функциональных и технических требований для автоматизации подготовки финансовой отчётности по новым отраслевым стандартам.
-
Разработка методики, разработка функциональных и технических требований для интеграции системы с «1С: Зарплата и управление персоналом» и персонифицированной системой учёта пенсионных операций (бэк-офисная система)
-
Поддержка работы пользователей на период формирования проводок и отчётности по ЕПС за 1 квартал 2017 года.
Необходимость в подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности по новым отраслевым стандартам возникла в связи с изменениями в законодательстве - требованиями надзорного органа (Центрального Банка Российской Федерации). Первая обязательная сдача отчётности по новым стандартам назначена на 2017 год – к этому времени НПФ должны привести учёт в соответствие с ЕПС и обучить персонал.
Основной проблемой, с которой сталкиваются НПФ, является небольшой выбор отраслевого ПО, позволяющего вести учёт и формировать отчетность по ЕПС, а также отсутствие необходимой методологической базы у компаний-интеграторов, которая обеспечивала бы комфортный и корректный переход на новые стандарты.
Для подготовки отчетности по действующим стандартам российского бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ в АО НПФ «БУДУЩЕЕ» применялся программный продукт «1С:Бухгалтерия КОРП» на платформе 1С 8.
Архитектура решения и масштаб проекта
Система позволила автоматизировать согласно требованиям ЦБ РФ следующие области:
-
административно-хозяйственная деятельность,
-
пенсионная деятельность,
-
доверительное управление,
-
формирование отраслевой отчётности.
Система интегрирована с бэк-офисной системой (система персонализированного учёта пенсионных операций) и «1С:Зарплата и управление персоналом» для выгрузки данных. Для учёта операций доверительного управления обеспечена интеграция с учётными системами управляющих компаний (выгрузка данных). В системе работает 15 пользователей.
Особенности и уникальность проекта
Перед «Хомнет консалтинг» стояла уникальная задача в части автоматизации отражения в отчётности операций доверительного управления. Значительную часть реализации проекта заняла именно глубокая методическая подготовка. Управляющие компании как профессиональные участники рынка ценных бумаг переходят на ЕПС с 2018 года. Составление методики учета операций доверительного управления требовало согласованной работы специалистов и методологов «Хомнет консалтинг», АО НПФ «БУДУЩЕЕ», Управляющих компаний и их вендоров.
В результате работы был создан универсальный механизм обмена данными. Создана таблица сопоставимости операций для каждой управляющей компании и АО НПФ «БУДУЩЕЕ». Загрузка идёт на уровне проводок. Кроме того, таблица является настраиваемой, что позволяет вносить правки в пользовательском режиме без риска утери данных при обновлениях системы.
Такой подход для исключения риска потери данных использован и в блоке «Пенсионная деятельность». Для получения данных из бэк-офисной системы применён стандартный механизм шаблонов проводок, которые также можно править в пользовательском режиме.
Таким образом, в результате использования типового функционала программного продукта значительно снижается стоимость обслуживание системы, а процесс обновления прост и гарантированно сохранит все данные.
Результаты проекта
Главный результат проекта – формирование отчётности по ЕПС с учётом требований Банка России. Своевременный переход на учёт по ЕПС позволяет всем видам НФО продолжать вести свою деятельность в соответствии с требованиями регулятора.
Автоматизированы следующие функции:
- Формирование отраслевой отчетности
Сопровождение:
- Осуществляется консультирование по методическим вопросам работы с программой "1С"
- Осуществляется консультирование по техническим вопросам работы с программными продуктами "1С"
- Оформлен платный договор 1С:ИТС
Выполнены следующие работы:
- Ввод начальных остатков / помощь при вводе начальных остатков
- Интеграция со сторонними системами автоматизации
- Консультации по выбору программного обеспечения и вариантов его сопровождения
- Методическое обеспечение специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (требования к адаптации)
- Начальные настройки типового/отраслевого решения (программы) для начала ведения учета
- Обучение в группе в офисе заказчика
- Планирование этапов работ, составление календарного плана работ
- Продажа выбранных программных продуктов
- Сбор и анализ требований заказчика к автоматизированной системе
- Техническая реализация специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (адаптация)