Внедрение и расширение функциональных возможностей Медицинской информационной системы на базе "1С:Медицина. Больница" в ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автоматизированы следующие функции:
- Автоматизированное формирование форм статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения
- Ведение электронной медицинской карты пациента
- Другие возможности
- Интеграция с ФРМР/ФРМО
- Работа с электронными больничными листами и обмен с ФСС
- Управление коечным фондом
- Учет платных медицинских услуг
- Формирование счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь
Сопровождение:
- Осуществляется консультирование по методическим вопросам работы с программой "1С"
- Осуществляется консультирование по техническим вопросам работы с программными продуктами "1С"
- Оформлен платный договор 1С:ИТС
- Оформлено льготное сопровождение 1С:ИТС
- Произведена настройка и проверка доступа к интернет-версии ИТС и интернет-сервисам "Задать вопрос на линию консультаций 1С", "Задать вопрос аудитору"
- Произведена настройка и проверка доступа к сайту поддержки пользователей users.v8.1c.ru
- Произведено индивидуальное или групповое обучение работе с информационной системой ИТС
- Производится обновление платформы и типовых конфигураций "1С:Предприятие", диагностика состояния информационной базы, создание архивных копий
Описание
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации входит в сеть НМИЦ в качестве «головной» организации по профилю «травматология и ортопедия» и курирует три крупнейших Федеральных округа – Уральский, Дальневосточный и Сибирский, а это 27 регионов России.
Ключевой ориентир стратегии развития Центра – безопасность медицинской деятельности и внутренний контроль качества. Гарант этой компетенции – сертификат качества Росздравнадзора. Медицинское обслуживание и сервис Центра Илизарова признаны одними из лучших не только в России, но и мире, что подтверждает международный сертификат качества ISO 9001:2015.
Объектом автоматизации являются следующие подразделения:
• Клиники гнойной остеологии №1, №2, №3
• Клиника нейроортопедии и системных заболеваний Клиника патологии позвоночника и редких заболеваний Клиника реконструктивной костно-суставной хирургии детей и взрослых
• Клиника реконструктивной хирургии повреждений конечностей и таза
• Клиника реконструктивно-пластической хирургии и хирургии кисти
• Группа клинической психологии Общебольничного медицинского персонала
• Группа лечебного питания
• Дневной стационар
• Кабинет врача клинического фармаколога
• Рентгеновского отделения
• Консультативно-диагностического отделения
• Кафедра травматологии, ортопедии и смежных дисциплин учебного отдела
• Клинико-диагностическая лаборатория Консультативно-диагностическое отделение Операционный блок
• Отделение медицинской реабилитации Отделение ранней медицинской реабилитации
• Отделение тканевой трансплантации и трансфузиологии
• Отделение анестезиологии-реанимации
• Приемное отделение
• Стоматологический кабинет Консультативно-диагностического отделения
• Трансфузиологический кабинет Отделения тканевой трансплантации и трансфузиологии
• Эпидемиологический отдел
Цель автоматизации:
Чтобы придерживаться уровня сертификации качества было принято решение перейти на более прогрессивную медицинскую информационную систему на базе «1С:Медицина. Больница».
В 2023 году перед проектной командой была поставлена цель внедрить новый программный продукт, комфортно перейти с другой медицинской информационной системы и расширить функциональные возможности. Новый продукт должен был соответствовать актуальным требованиям безопасности, защиты персональных данных, и отличаться визуально понятным при эксплуатации интерфейсом.
В рамках внедрения Системы в 2023 году были реализованы следующие модули:
• Регистратура;
• Договорной отдел;
• Поликлиника;
• Диагностика;
• Управление расходованием медикаментов;
• Приемное отделение;
• Стационар;
• Операционный блок;
• Общебольничные;
• Статистика;
• Администрирование;
• Телемедицинские консультации;
• Интеграция с ТФОМС;
• ЕГИСЗ.
Результаты внедрения:
В рамках внедрения «1С:Медицина. Больница» были достигнуты следующие результаты:
- без потерь перенесены данные из старой медицинской информационной системы;
- налажена автоматизация деятельности всех медицинских подразделений;
- достигнута прозрачность оказания медицинской помощи;
- создана единая база данных пациентов, с возможностью использования необходимых сведений (личные данные, история заболеваний, результаты проведенных исследований, оказанные услуги);
- повышено качество производительности труда, снижено число ошибок типовой конфигурации;
- улучшена возможность получения оперативной отчетности, контроль объемов оказания медицинской помощи;
- повышены уровень и качество оказания медицинской помощи за счет оперативного получения документов в электронном виде, организован переход от ручного заполнения документов к электронному документообмену;
- на основе проведенного обследования бизнес- процессов Центра была проведена крупная и уникальная доработка модуля "Операционный блок";
- выполнена интеграция с Лабораторной Информационной Системой стороннего пользователя, «1С:Медицина. Больничная аптека», Программным обеспечением для хранения и просмотра изображений исследований (PACS);
- выполнена интеграция с ЕГИСЗ МЗ РФ, РЭМД, ТФОМС.
В 2024 году была проведена работа по модернизации функциональных возможностей медицинской информационной системы на базе «1С: Медицина. Больница» и дальнейшей автоматизации лечебной деятельности Центре Илизарова. Были доработаны комплексы задач по списку модулей, куда были так же добавлены:
• Анестезиология;
• Реабилитация;
• ГИС ОМС.
При расширении функциональных возможностей Системы использовались следующие положения:
• единый технологический подход;
• четкое выделение и разделение функций с реализацией их отдельными составными частями Системы, с возможностью независимой модификации и т.д. (функциональные модули, относительно независимые друг от друга);
• принцип консолидации информации;
• конфиденциальность информации: доступ к информации регулируется политикой доступа, предоставляется минимальное количество информации для выполнения задач. Доступ к информации имеют только субъекты, имеющие на него право;
• целостность информации: обеспечение целостности (неизменности) информации при передаче, хранении и отображении;
• доступность информации: объединенные информационные ресурсы должны быть доступны в любое время для всех участников информационного обмена (принцип 24х7: резервирование);
• централизованное управление функционированием Системы;
• принципы однократного ввода, накопления и многократного использования информации.
В 2024 году была доработка по выгрузке данных об оказанной медицинской помощи в формате, установленном ГИС ОМС.
Была проведена доработка модуля «Реабилитация», добавлена возможность формирования списка необходимых медицинских документов, возможность автоматической загрузки значений, возможность проводить оценку различных показателей пациента по перечисленным шкалам и сохранять результаты в системе, возможность отправки автоматических уведомлений о назначении консультации врача ФРМ.
В МИС Центра Илизарова была внедрена функция печати браслетов на термопринтере непосредственно из формы госпитализации и медицинской карты. На браслетах содержится информация о пациенте, включая ФИО, дату рождения, возраст, отделение госпитализации и идентификатор 1С.
Внедрение печати браслетов было необходимо для следующих целей:
1. Идентификация пациентов: Браслеты с информацией о пациенте помогают быстро и точно идентифицировать каждого пациента, что снижает риск ошибок в лечении и уходе;
2. Упрощение процесса госпитализации: Автоматизированная печать браслетов из медицинской информации ускоряет процесс оформления пациентов и делает его более удобным для медицинского персонала;
3. Повышение безопасности: Наличие браслетов с актуальной информацией о пациенте позволяет медицинскому персоналу быстро получать необходимые данные, что особенно важно в экстренных ситуациях;
4. Улучшение организации работы: Браслеты помогают структурировать информацию о пациентах, что способствует более эффективному управлению потоками пациентов и ресурсами в Центре Илизарова;
5. Снижение административной нагрузки: Автоматизация процесса печати браслетов позволяет сократить время, затрачиваемое на ручное заполнение данных, и уменьшить вероятность ошибок;
6. Удобство для пациентов: Браслеты обеспечивают пациентам дополнительный уровень уверенности в том, что их данные правильно зафиксированы и доступны медицинскому персоналу.
Возможность печати браслетов способствовала повышению качества медицинского обслуживания и безопасности пациентов.
Архитектура решения:
При содействии отдела информационных технологий Центра командой развернуто 2 web-сервера Apache с балансировкой нагрузки и доступности с помощью Haproxy, отказоустойчивый кластер, состоящий из двух серверов баз данных PostgreSQL с помощью Etcd и Patroni, кластер серверов "1С:Предприятие" с уровнем отказоустойчивости 1.
Сервер хранилища конфигурации для автоматизации деятельности разработки. Организовано автоматическое обновление клиента через http. На серверах и клиентских рабочих станциях используется операционная система Astra Linux.
Выполнены следующие работы:
- Индивидуальное обучение в офисе заказчика
- Интеграция с другими системами на базе "1С:Предприятия"
- Консультации по выбору программного обеспечения и вариантов его сопровождения
- Методическое обеспечение специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (требования к адаптации)
- Настройка интеграции между информационными системами
- Начальные настройки типового/отраслевого решения (программы) для начала ведения учета
- Обучение в группе в офисе заказчика
- Перенос данных из предыдущих систем автоматизации
- Планирование этапов работ, составление календарного плана работ
- Подключение специализированного оборудования (например, торгового оборудования)
- Продажа выбранных программных продуктов
- Сбор и анализ требований заказчика к автоматизированной системе
- Создание интерфейсов и наборов прав пользователей
- Техническая реализация специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (адаптация)
- Установка и настройка сервера СУБД
- Установка программного обеспечения на компьютеры заказчика