Создание специального программного обеспечения государственной информационной системы Московской области "АИС Тариф"
Комитет по ценам и тарифам Московской области
Автоматизированы следующие функции:
- Автоматизация бизнес-процессов
- Делопроизводство
- Учет и хранение документов
Сопровождение:
- Осуществляется консультирование по методическим вопросам работы с программой "1С"
Описание
О заказчике:
Комитет по ценам и тарифам Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области с полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на территории Московской области, а также по осуществлению контроля в указанной сфере деятельности.
Комитет утверждает более 4000 тарифных решений в год для 850 организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, ТКО, транспорта, технологического присоединения к сетям инфраструктуры Московской области, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.).
Проект цифровой трансформации Комитета был по-настоящему масштабным и значимым: совокупная регулируемая Комитетом выручка организаций составляет более 400 млрд. руб. в год, в том числе 22 млрд. руб. на реализацию 210 инвестиционных программ в качество и надежность инфраструктуры ЖКХ. Деятельность Комитета затрагивает интересы 7,5 млн. жителей Московской области.
Исходная ситуация:
• Заявители (ресурсо-снабжающие организации) предоставляют горы обосновывающей документации на бумажном носителе.
• Отсутствие электронного хранилища документов, все документы лежат на жестких дисках сотрудников Комитета.
• Отсутствие единой базы данных по принятым тарифным решениям.
• Трудоемкость подготовки отчетности, формирование сложных сводных отчетов занимало несколько дней, множество ручных расчетов в таблицах.
• Огромные массивы разнородных данных.
• Наличие ошибок в документах тарифного регулирования, распоряжениях об установлении тарифов, подготовленных сотрудниками Комитета.
• Недостаточный контроль за соблюдением ограничений в области регулируемых государством цен (тарифов).
• Отсутствие прозрачности в расчетах тарифов.
Выбор продукта и архитектура
Архитектура Системы должна быть внедрена в информационно-технический ландшафт деятельности Комитета, который включает:
1) Автоматизацию бизнес-процессов Комитета: расчет тарифов, планирование и контроль платы граждан, проектный контроль сроков утверждения тарифов и др.
2) Электронный архив - ведение реестра тарифных дел, поточная загрузка скан-образов, автоматическая загрузка документов в систему хранения.
3) Хранилище данных - единое отказоустойчивое хранилище данных из различных источников.
4) "Умный" шаблон - универсальный стандартизированный шаблон сбора данных и расчета тарифов для регулируемых организаций.
5) Личный кабинет организации - единое окно для взаимодействия организации с Комитетом
6) Сервисы для потребителей - взаимодействие с гражданами по обращениям, информирование граждан по расчету тарифов.
7) Система отчетности - аналитическая и регламентированная отчетность, сравнительный и факторный анализ.
Программное решение должно соответствовать следующим критериям:
-Покрывает большой функционал "с коробки", требуется небольшой объем доработок.
-Гибкость в доработках и масштабировании, доступность специалистов и качественное сопровождение.
-Отказоустойчивость, поддержка версионирования, контролируемость и прослеживаемость каждого шага любого пользователя системы.
-Соответствует критериям импортозамещения.
В качестве информационно-технического решения была выбрана система на базе 1С:Документооборот 2. Система "с коробки" покрывает требования в части организации и работы с электронным архивов, электронного хранилища, автоматизации ведения тарифных дел, гибкой настройки прав доступа пользователей. Система разрабатывалась "с нуля", поэтому за короткий срок для реализации проекта потребовались серьезные методологические, консультационно-аналитические работы для описания процессов "as-is" и моделирования процессов "to-be", разработки модели данных, формирования единых НСИ, определение потоков данных.
Для контроля деятельности по набору ключевых показателей и построения большого множества вариативных отчетов была подключена 1С:Аналитика, которую исполнитель после участия в закрытом бета-тестировании продукта, порекомендовал внедрить для целей реализации проекта. Деятельность организаций оценивается по более чем 2000 показателей и за время реализации проекта было разработано более 50 отчетов в 1С:Аналитике, проведено обучение пользователей по работе с данной системой. На текущий момент практически 100% всех потребностей в отчетах покрывается 1С:Аналитикой.
Реализована интеграция с сервисами Росреестра и ФНС по протоколам СМЭВ2 и СМЭВ3. Подключение внешних сервисов позволяет повысить удобство оказания государственных услуг заявителям, т.к. часть обосновывающих документов запрашивается напрямую у органов исполнительной власти минуя заявителей.
Реализован обмен данных Системы с "умными" шаблонами - формами, стандартизирующих сбор информации и автоматизирующих расчет тарифов, создание экспертных заключений.
Итоги:
? Автоматизированы основные бизнес-процессы Комитета по ценам и тарифам Московской области.
? Кратное уменьшение количества ошибок через автоматизацию и стандартизацию большинства показателей, рассчитываемых Комитетом.
? Оперативное управление тарифным регулированием по показателям на основе данных Системы.
? Создание цифровых сервисов для организаций, интегрированных в Региональный Портал Государственных Услуг (РПГУ), Федеральную Налоговую Службу и Росреестр, которые позволяют:
- обращаться за оказанием государственных услуг и подавать обосновывающую документацию в электронной форме (до 95% в общем объеме);
- увеличить прозрачность по срокам оказания услуги и процедурам
- кратно уменьшить коррупционный риск
- кратно сократилось время подачи заявлений
- снизить долю отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 4%;
? Сокращение количества запрашиваемой и анализируемой информации в 3 раза.
? Внедрение системы отразилось не только на информационно-техническом ландшафте, но и организационном - Комитет выделил отдельное структурное подразделение, отвечающее за цифровизацию деятельности Комитета.
Выполнены следующие работы:
- Ввод начальных остатков / помощь при вводе начальных остатков
- Индивидуальное обучение в офисе заказчика
- Интеграция со сторонними системами автоматизации
- Консультации по выбору программного обеспечения и вариантов его сопровождения
- Методическое обеспечение специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (требования к адаптации)
- Настройка и использование пилотных версий
- Обучение в группе в офисе заказчика
- Перенос данных из предыдущих систем автоматизации
- Планирование этапов работ, составление календарного плана работ
- Продажа выбранных программных продуктов
- Сбор и анализ требований заказчика к автоматизированной системе
- Создание интерфейсов и наборов прав пользователей
- Техническая реализация специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации (адаптация)
Отзыв клиента
Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее Комитет) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области с полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на территории Московской области, а также по осуществлению контроля в указанной сфере деятельности.
Комитет утверждает более 4000 тарифных решений в год для 850 организаций в сферах теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, ТКО, транспорта, технологического присоединения к сетям инфраструктуры Московской области, как для расчетов с населением, так и прочими потребителями (бизнес, бюджетная сфера и т.д.).
До начала проекта процесс обработки тарифных заявок в Комитете по ценам и тарифам Московской области выполнялся в ручном режиме, что приводило к:
- низкой производительности труда сотрудников Комитета при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов) и осуществлению контроля в сфере регулируемых тарифов;
- наличию ошибок в документах тарифного регулирования, распоряжениях об установлении тарифов, подготовленных сотрудниками Комитета;
- отсутствию аналитики, прогностических моделей, используемых при установлении тарифов;
- недостаточному контролю за соблюдением ограничений в области регулируемых государством цен (тарифов);
- отсутствию прозрачности в расчетах тарифов;
- невозможность дополнительной проверки шаблонов, направляемых в ФАС России;
- отсутствию электронного архива информации, получаемой при предоставлении государственных услуг по установлению цен (тарифов).
Во избежание продолжения существующих проблем и для соответствия современному уровню развития ИТ-технологий в 2019 году был запущен проект «Создание специального программного обеспечения государственной информационной системы Московской области «Автоматизированная информационно-аналитическая система Комитета по ценам и тарифам Московской области» (АИС «Тариф»)», позволивший создать и внедрить новые цифровые сервисы.
АИС «Тариф» - базовое ядро ИТ-ландшафта Комитета является современной информационной системой, которая обеспечивает автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения информации при предоставлении государственных услуг по установлению регулируемых государством цен (тарифов) на коммунальные услуги, платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, и осуществлении контроля в области регулируемых цен (тарифов).
В целях обеспечения безопасности АИС «Тариф» размещен в сегменте, изолированном от сети Интернет. Все взаимодействие с организациями осуществляется через личный кабинет Портала государственных и муниципальных услуг Московской области, с которым АИС «Тариф» осуществляет информационный обмен.
Основные функциональные модули, реализованные в АИС «Тариф»:
- Тарифы - загрузка данных тарифных расчетов в единую базу данных, формирование документов тарифного процесса, в частности, экспертное заключение, проект распоряжения Комитета, пояснительная записка.
- Контрольно-надзорная деятельность (КНД) - база данных и документов КНД.
- Инвестиционные программы - база данных и документов процесса согласования и контроля инвестиционных программ.
- Электронный архив.
- Электронный документооборот.
- Плата граждан - модуль прогноза изменений платы граждан за коммунальные услуги.
- Проектный контроль сроков - план-фактный контроль ключевых точек тарифной кампании, используемый для внутреннего контроля.
- Модуль взаимодействия с Порталом государственных и муниципальных услуг Московской области.
- Стандартизированные сложно-формульные отчеты «Мониторинг».
- 1С: Аналитика - модуль BI отчетности и инструментов.
- Вспомогательные модули - управление нормативно-справочной информацией, настройка типовых проектов, настройка процессов, поточная загрузка электронных образов документов и д.р..
Результатами проекта являются:
- Создание цифровых сервисов для организаций:
- возможность подачи заявлений в электронном формате благодаря интеграции АИС «Тариф» с региональным порталом государственных услуг:
- единое программное решение по расчету тарифов регулируемыми организациями:
- общий результат:
- снижение отказов в регистрации заявлений организаций об установлении тарифов – с 25% до 4%;
- подача 95% тарифных заявлений в электронном виде (от общего количества);
- Инструменты управления по целям:
- стандартизация методов расчета специфических показателей;
- сокращение времени на подготовку отчетности, в том числе на формирование сводных отчетов и аналитики со сложной графикой с нескольких дней до 2-3 часов;
- оперативное управление на основе данных Системы;
- общий результат:
- сдерживание роста платы за коммунальные услуги населения с 5,3% до 2,0% (жителям сэкономлено 5 млрд. руб.);
- средний рост тарифов ниже официальной инфляции.
- Автоматизация ключевых процессов Комитета:
- переведены в электронный вид основные бизнес-процессы Комитета по ценам и тарифам Московской области:
- взаимодействие с региональным порталом государственных услуг:
- расчет цен и тарифов, подлежащих государственному регулированию:
- контроль роста платы граждан:
- контроль освоения инвестиционных ресурсов:
- контрольно-надзорная деятельность:
- электронный архив:
- планирование и оценка исполнения ключевых показателей эффективности по Комитету, по сотрудникам:
- сокращение среднего срока ответов по обращениям с 30 дней до 24 часов;
- сокращение количества запрашиваемой и анализируемой информации в 3 раза, что существенно сократило сроки работы;
- кратное уменьшение количества ошибок через автоматизацию и стандартизацию большинства показателей, рассчитываемых Комитетом;
- увеличение качества: выявление и снижение просрочки в оказании услуг и эпизодов некачественного оказания государственной услуги;
- 100% готовность экспертных заключений в срок;
- снижение давления на регулируемые организации - увеличение количества проверяемых организаций бесконтактным методом (без запроса документов) с 5 до 100%;
- дополнительное увеличение производительности труда посредством централизации ряда сервисных функций Комитета: регистрация заявлений организаций, техническая и методическая поддержка организаций по расчету тарифов.
АИС «Тариф» была введена в эксплуатацию 18.12.2020 года и на данный момент в системе работают 70 пользователей сотрудников Комитета.
Планируем в дальнейшем сотрудничать с ООО «Базис» по вопросам сопровождения и расширения функциональных возможностей данной программы.