Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие

Цели проекта

Особенность данного проекта заключалась в том, что необходимо было оперативно, за 5 месяцев, заместить текущие автоматизированные системы иностранного производства в связи с возможным прекращением их поддержки. Для определения пути достижения ключевых бизнес-целей предприятия с помощью автоматизации, согласования плановых показателей по срокам, стоимости и объёму работ, на предприятии провели экспресс-обследование. По результатам обследования эксперты компании "Неосистемы Северо-Запад ЛТД" совместно с представителями предприятия разработали проект "экстремального" перехода и создания автоматизированной системы на базе решений фирмы "1С".

В качестве программной основы, наиболее подходящей для реализации проекта, было решено использовать:
  • "1С:ERP Управление предприятием". Функциональность данного программного продукта охватывает большинство востребованных для автоматизации процессов;
  • "1С:Управление лесозаготовительным предприятием. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА", который предназначен для автоматизации ведения учета в части заготовки, вывозки, приемки и отгрузки круглого леса, а также в области управления лесосечным фондом;
  • "1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП" - автоматизация процессов управления ремонтами и обслуживанием оборудования.
Полноценная интеграция данных продуктов, согласно концепции проекта, дала возможность получить единое информационное пространство для управления всеми процессами предприятия. В границы проекта по созданию единой комплексной автоматизированной системы, согласно результатам обследования, были включены следующие бизнес-процессы:

  • Регламентированный учет;
  • Управление закупками материалов;
  • Управление запасами сырья и материалов;
  • Управление техническим обслуживанием;
  • Расчет фактической себестоимости;
  • Управление продажами в части прочих продаж;
  • Управление запасами полуфабрикатов и готовой продукции;
  • Управление запасами лесосырья;
  • Управление финансами. Казначейство за исключением контроля целевого использования денежных средств .
Также, согласно границам проекта и сжатым срокам, было принято решение о делении проекта на этапы, в рамках которых специалисты компаний провели следующие работы:

  • Замещение текущих автоматизированных систем и создание комплексной АС на базе отечественного решения за 5 месяцев, а именно внедрение "1С:ERP" и обеспечение бесперебойной деятельности компании;
  • Автоматизация процессов управления лесозаготовительной деятельностью предприятия;
  • Развитие автоматизированной системы в части автоматизации процессов управления ремонтами и обслуживанием оборудования.

Ситуация до внедрения

"Светогорский ЦБК" — одно из крупнейших и самых современных целлюлозно-бумажных предприятий в России. Направления деятельности НПАО "Светогорский ЦБК" включают в себя производство и продажу офисной и офсетной бумаги, картона для упаковки жидких пищевых продуктов, а также химико-термомеханической массы. Предприятие было основано в 1887 году и расположено в городе Светогорске Ленинградской области. За последние двадцать лет на комбинате было произведено более шести миллионов тонн офисной бумаги, включая продукцию таких брендов, как SvetoCopy и Ballet. В группе компаний работает более двух тысяч человек.

Организации подобного уровня находятся в процессе непрерывного развития и поиска решений, которые помогают укрепить свои позиции на рынке и повысить конкурентоспособность. На момент знакомства специалистов компаний в 2022 была обозначена основная потребность в оперативном, за 5 месяцев, замещении текущих автоматизированных систем в связи с возможным прекращением поддержки систем иностранного производства, а также переводе имеющейся функциональности в комплексную АС на базе отечественного решения и охватывать все необходимые бизнес-процессы.

Уникальность и инновационность проекта

Система управления лесозаготовительной деятельностью – Лесная система:

1. Аренда лесного фонда
  • График внесения оплат по договорам аренды лесных участков перенесён в автоматизированную систему. Осуществляется автоматическое формирование заявок на расходование денежных средств по сформированному графику в системе;
  • В систему добавлена информация о расчетной лесосеке, которая связана с графиком аренды лесного фонда - информация хранится в одной системе.
2. Приёмка древесины

  • Обработка по пакетному изменению актов экспертизы/актов на перемещение;
  • Автоматическое заполнение документов по части габаритов для штабеля исходя из выбранного прицепа/транспортного средства.
3. Контроль лимитов

  • Автоматическая блокировка цепочек поставок, в которые входят "закрытые контрагенты" или контрагенты, у которых закончился срок действия договора или истек срок действия разрешительных документов.
4. Закупка услуг
  • Автоматическое сторнирование неотфактуровки услуг на сумму фактического приобретения услуг;
  • Автоматическое отражение суммы оплаты в документах Лесной системы.
5. Закупка древесины
  • Автоматическое отражение суммы оплаты в документах Лесной системы;
  • Сверка лимитов сумм по договору;
  • Сверка объёмов продажи с ЕГАИС (сверка с помощью отчета).
6. Продажи древесины

  • Сверка объёмов продажи с ЕГАИС – сверка с помощью отчета;
  • Отчет, включающий в себя детальную информацию по продаже древесины, начиная от формирования Акта экспертизы, заканчивая финансовыми документами и информацией по услугам перевозки.

Система управления техническим обслуживанием и ремонтами оборудования:

1. Инциденты по надежности

  • Документ "Инциденты по надежности" был разработан как комплексный инструмент управления инцидентами.
  • На начальном этапе система представляла собой базовый механизм фиксации инцидентов, включающий:
    • Регистрацию факта происшествия;
    • Документирование финансовых потерь;
    • Формирование списка необходимых корректирующих мероприятий.
  • В процессе развития функционал системы значительно расширился и теперь включает:
    • Детальный анализ причин по методологии "5 почему"
    • Систематический разбор гипотез
  • Регистрацию всех факторов, влияющих на инцидент:
    • Физические;
    • Человеческие;
    • Скрытые.
  • Дополнительно внедрена автоматизированная система контроля исполнения:
    • Рассылка заданий ответственным исполнителям;
    • Уведомления координатору инцидента;
    • Автоматическое информирование о наступлении сроков выполнения и просроченных мероприятиях.
Таким образом, документ трансформировался в полноценный инструмент управления инцидентами, обеспечивающий не только фиксацию проблем, но и их глубокий анализ с последующим контролем исполнения корректирующих мероприятий.

2. Мобильное приложение.

Внедрение мобильного приложения на платформе "1С" для автоматизации процесса технического обслуживания и ремонта (ТОиР). Процесс планирования технического обслуживания и ремонтов осуществляется в системе "1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП", где формируется маршрут обхода, включающий в себя объекты ремонта и соответствующие им технологические карты. Дополнительно в системе создается календарь плановых обходов для проведения план-фактного анализа их выполнения.

Мобильное приложение предоставляет пользователю возможность выбора необходимого подразделения и направления для выполнения действий. После этого система отображает список доступных маршрутов обходов для выбранных параметров.
Исполнитель обхода (обходчик) в процессе работы фиксирует выявленные дефекты и вносит значения контролируемых показателей. Вся собранная информация синхронизируется с системой "1С:Предприятие 8. ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП", включая формирование и передачу актов обходов.
Таким образом, создана единая система планирования и контроля обходов с возможностью оперативного обмена данными между центральной базой и мобильным приложением.

3. Интеграция себестоимостиИнтеграция данных между системами "1С:ERP" и "1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП" реализована для обеспечения полного контроля материальных затрат на ремонтные работы. Практическая польза интеграции заключается в возможности:

  • Проводить точное планирование материальных затрат на основе актуальных цен;
  • Анализировать отклонения между плановыми и фактическими затратами;
  • Принимать обоснованные управленческие решения на основе полной информации о стоимости ремонтных работ.
Такая система обмена данными позволяет обеспечить эффективный контроль расходов на техническое обслуживание и ремонт оборудования.

4. Заказ услуг ремонтному подразделению
Система заказа услуг для подрядчиков в "1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП" была внедрена в связи с тем, что значительная часть работ по техническому обслуживанию выполняется сторонними организациями.

Контроль выполнения работ и отражение затрат осуществляются следующим образом:

  • После выполнения работ в "1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования КОРП" регистрируется акт о выполнении этапа;
  • В специализированном рабочем месте на основании актов, выполненных подрядчиком, создается документ "Поступление услуг в подразделение";
  • Данные документы синхронизируются с "1C:ERP";
  • Сумма заказа и поступления должна совпадать.
  • Особенность абонентских и годовых контрактов заключается в наличии специального механизма распределения стоимости между актами выполнения работ, что обеспечивает корректное распределение затрат по всем актам.

Бухгалтерский учет:

Доработка по отражению резервов поставок ТМЦ для создания документов по отражению неотфактурованных поставок энергоресурсов последним числом текущего месяца с последующим сторнированием первым числом следующего месяца;
Загрузка данных из MS Excel для автоматического формирования документов и отражения прочих доходов и расходов, операции регламентированного учета и др.;
Групповая обработка по изменению остаточных сроков полезного использования основного сырья.

Экономический эффект от внедрения

  • рост оборачиваемости складских запасов: 2%
  • сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 10%
  • сокращение трудозатрат в различных подразделениях: 15%
  • снижение зависимости от зарубежного ПО: 100%
  • ускорение обработки заказов: 15%
  • ускорение получения управленческой отчетности: 12%
  • ускорение получения регламентированной отчетности: 10%