Тюменский государственный университет автоматизировал составление расписания
Цели проекта:
- систематизировать, упростить и ускорить процесс составления расписания;
- повысить качество расписаний;
- повысить эффективность использования аудиторного фонда.
Задачи:
- провести доработку типовой системы «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет», разработать печатные формы;
- настроить интеграцию с информационными системами университета и перенести данные;
- ввести специализированную НСИ (сценарии, периоды планирования, типы помещений, здания).
Ситуация до старта проекта
В Тюменском государственном университет используется система «1С:Университет ПРОФ». В ней ведутся основные справочники, вводятся учебные планы и распределяется нагрузка. Составление основного расписания проводилось средствами MS Office с использованием общей таблицы. Резервирование помещений под расписание осуществлялось вручную. При использовании MS Office актуальные данные о распределённой нагрузке учитывали вручную, сложно было отследить коллизии по преподавателям. Это приводило к повышенной нагрузке на диспетчеров и ошибкам.
Архитектура решения и масштаб проекта
Для автоматизации составления расписания была выбрана система «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Система была интегрирована с существующими информационными системами университета (рис. 1):
- «1С:Университет» (в части основных справочников, нагрузки);
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» (в части информации об участии преподавателя в занятии);
- личный кабинет преподавателя/студента (в части выгрузки расписания).
Интеграция между системами построена на базе корпоративной шины данных (ESB). Необходимые для составления расписания данные передаются из «1С:Университет ПРОФ» в «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Причём данные об изменении нагрузки передаются в режиме реального времени. Разработана подсистема регистрации данных и выгрузки данных из системы «1С:Университет» в корпоративную шину.
Система установлена на 45 рабочих местах: 15 диспетчеров, 10 сотрудников кадровов службы, 15 охранников, 5 сотрудников центра дистанционного образования. Другие показатели учебного процесса университета:
- количество групп — 815;
- количество занятий в неделю у группы (в среднем) — 17;
- количество помещений — 450;
- количество преподавателей — 845.
Особенности проекта:
- интеграция с информационными системами университета с передачей в «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» изменённой нагрузки в режиме реального времени;
- создание специальных печатных форм, учитывающих тонкости организации учебного процесса университета — разбиение на подгруппы, чётные/нечётные недели и прочее (пример печатной формы — на рис. 2).
Результаты проекта
-
Сокращение трудозатрат в подразделениях - 50%
-
Ускорение обработки заказов - 50%
Автоматизировано составление расписания, повышены эффективность и качество расписания. За счёт программного контроля при составлении расписании удалось исключить коллизии. Система обеспечила:
- для руководства:
- систематизацию процесса составления расписания;
- оптимизацию использования аудиторного фонда;
- для диспетчеров:
- облегчение труда составления расписания за счёт автоматизации;
- для преподавателей и студентов:
- повышение качества расписания.