Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
8 июля 2010 Статьи Архивный материал

ООО «Пятигорсктеплосервис» является крупнейшей теплоснабжающей организацией г. Пятигорска. Ее доля в общем объеме производства и реализации тепла для жилищно-коммунальных нужд города составляет около 80%. Помимо производства тепла предприятие также занимается комплексным обслуживанием всего технологического оборудования по маршруту «от источника тепла до отопительного прибора».

 

Потребность в автоматизации

 

Первоначально расчетами и начислениями за услуги предприятия, оказанные абонентам, оформлением соответствующих операций, а также поддержкой информационной базы абонентов занимался «Единый расчетно-кассовый центр» (ЕРКЦ). У сотрудников ЕРКЦ нередко возникали проблемы при учете особенностей начислений некоторым категориям абонентов, допущенные ошибки не всегда оперативно исправлялись. Устранение текущих ошибок требовало от сотрудников «Пятигорсктеплосервис» выполнения значительного количества операций и больших затрат рабочего времени.

 

После анализа сложившейся ситуации руководство предприятия сформулировало задачу по переносу информационной базы абонентов, а также деятельности по начислению платы за коммунальные услуги, оказанные населению, из ЕРКЦ в «Пятигорсктеплосервис».

 

Для автоматизации основных бизнес-процессов по учету услуг, расчетам с абонентами и решения других задач предприятию была необходима специализированная автоматизированная система. После исследования рынка программного обеспечения было принято решение о разработке и внедрении системы, которая бы отвечала индивидуальным требованиям предприятия, силами подрядной организации.

 

В качестве исполнителя работ по проекту автоматизации была выбрана компания «Бизнес ИТ» (1С:Франчайзи, г. Ставрополь). В ходе работ по проекту специалисты компании совместно с сотрудниками предприятия выработали единую методику начислений, а также описали основные бизнес-процессы.

 

На следующем этапе специалисты «Бизнес ИТ» разработали на платформе «1С:Предприятие 8» автоматизированную систему «Теплосеть:Расчеты с населением». В январе 2008 г. новая система была введена в эксплуатацию и с тех пор активно используется «Пятигорсктеплосервис» для расчетов с абонентами. Рассмотрим особенности данного прикладного решения.

 

Особенности программного продукта

 

Программа «Теплосеть:Расчеты с населением» предназначена для ведения расчетов с абонентами за потребление ими тепловой энергии, затраченной на отопление и подогрев воды, за потребление холодной воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения, а также за оказанные услуги технического обслуживания. Начисление платы за коммунальные услуги может выполняться как по установленным нормативам потребления, так и по данным приборов учета. Предусмотрена корректировка начислений по данным приборов учета.

 

В программе поддерживаются ведение информационной базы лицевых счетов абонентов, а также хранение информации о приборах учета – общедомовых и индивидуальных.

 

Начисление платы за коммунальные услуги выполняется автоматически в разрезе видов услуг исходя из установленных тарифов. При начислении платы программа позволяет учесть льготы абонентам, если они имеют место. Реализован расчет пени. Предусмотрено ведение взаиморасчетов по суммам предоставленных льгот с органами социальной защиты и другими организациями. В программе реализована возможность оформлять операции по оплате коммунальных услуг, ведется учет взаиморасчетов с абонентами.

 

В ряде случаев у организаций, которые занимаются производством и реализацией тепла, появляется потребность в перерасчете начисленных сумм. Так, перерасчет необходим в случае, если коммунальные услуги не были предоставлены или при понижении качества услуг. Перерасчет также выполняется при временном прибытии/выбытии жильцов. Изменение тарифов в течение расчетного периода, а также встречающееся изменение тарифов в прошлом периоде, т.е. задним числом, тоже является основанием для перерасчета начислений за услуги. В программе «Теплосеть:Расчеты с населением» реализована возможность перерасчета начислений по всем перечисленным основаниям. При этом предусмотрена возможность перерасчета в пакетном режиме.

 

Для получения разнообразной информации о начислениях, оплате, задолженности и льготах предназначены соответствующие отчеты. В программе предусмотрены отчеты для предоставления необходимой информации жильцам и для передачи данных в органы социального обеспечения.

 

Результат автоматизации

 

Автоматизированная система успешно применяется в отделе по работе с населением, в бухгалтерии, а также в экономическом и юридическом отделах. Активно используется механизм обмена данными с расчетно-кассовыми центрами и Сберегательным банком Российской Федерации.

 

Точный и оперативный контроль учета реализованной тепловой энергии, контроль над дебиторской задолженностью обеспечили снижение срока поступления денежных средств от потребителей коммунальных услуг. Своевременное поступление платежей от абонентов в свою очередь позволяет предприятию успешно функционировать даже в условиях нестабильной экономической ситуации.

 

Благодаря разработанной и внедренной системе «Пятигорсктеплосервис» решил основную задачу. Теперь предприятие владеет и оперирует всей информацией об абонентах и самостоятельно выполняет начисления за оказанные услуги. Это способствовало значительному повышению уровня обслуживания населения, а также улучшению отношения населения к системе жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, принятые меры по оптимизации работы предприятия с населением позволили повысить рентабельность предприятия.

 

С октября 2009 г. автоматизированная система «Теплосеть:Расчеты с населением» успешно эксплуатируется также в ОАО «Теплосеть» г. Кисловодска, а с апреля 2010 г. работает в МУП «Теплосеть» г. Железноводска.

 

Программный продукт «Теплосеть: Расчеты с населением» зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

 

Ю. ШЕЛУДЬКО

1С:Франчайзи «Бизнес ИТ»

Контактный телефон (8652) 566-811