«1С:БУХГАЛТЕРИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8»: АВТОМАТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Автономными учреждениями являются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, науки, культуры, спорта и в других сферах.
Правовое положение автономного учреждения, порядок и цель его создания, реорганизации и ликвидации, а также порядок формирования и использования его имущества и ряд других аспектов деятельности регулируются Федеральным законом от 3.11.06 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
В соответствии с данным Законом автономное учреждение можно создать двумя способами. Первый способ предусматривает создание нового автономного учреждения, второй – создание автономного учреждения на основе существующего государственного или муниципального учреждения путем изменения его типа.
Основная деятельность автономных учреждений финансируется из бюджета и ведется в соответствии с заданием учредителя. Помимо основной деятельности автономные учреждения могут оказывать услуги за плату и самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от реализации данных услуг. Бухгалтерский учет автономные учреждения ведут по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.
Линейка программ для автономных учреждений
Для автоматизации бухгалтерского учета автономных учреждений в 2009 г. фирма «1С» выпустила линейку программных продуктов. В эту линейку входят программы «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 КОРП», «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 ПРОФ» и «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8. Базовая версия». Все перечисленные программы разработаны на платформе «1С:Предприятие 8».
Продукт «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 КОРП» предназначен для крупных учреждений, в том числе для учреждений, которые имеют обособленные подразделения, как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс. Это наиболее полная версия программы. Программу можно эффективно использовать в вузах, учреждениях профессионального образования, учреждениях дополнительного образования для взрослых, например в центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также в крупных государственных учреждениях других сфер деятельности, которые перешли в форму автономных.
В то же время заметим, что программу «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 КОРП» можно использовать и для автоматизации автономных учреждений небольшого масштаба.
Решение «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8 ПРОФ» используется для небольших автономных учреждений, которые не имеют обособленных подразделений. К таким учреждениям относятся, например, школы, гимназии и лицеи, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования детей, учреждения культуры, спорта и социального обслуживания и других сфер деятельности. Следует отметить, что версия ПРОФ включает все основные функции программы «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8», достаточные для большинства автономных учреждений.
Для автономных учреждений, в которых с программой работает один бухгалтер и в которых не требуется адаптации типового решения к особенностям конкретного предприятия, предназначена программа «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8. Базовая версия».
Рассмотрим общие функциональные возможности по ведению учета в автономных учреждениях, которые присутствуют во всех перечисленных программных продуктах. В случае отсутствия какой-либо возможности в некоторых программах на это будет обращено особое внимание.
Ведение бухгалтерского и налогового учета
Бухгалтерский и налоговый учет в «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В состав программы включен План счетов бухгалтерского учета, соответствующий приказу Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. приказа Минфина России от 7.05.03 г. № 38н).
Состав счетов, организация аналитического, валютного, количественного учета на счетах соответствуют требованиям законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в отчетности. При необходимости пользователи могут самостоятельно создавать дополнительные субсчета и разрезы аналитического учета.
Программа поддерживает различные системы налогообложения. Это общая система налогообложения, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В программе автоматизированы учет услуг, складской учет и учет материально-производственных запасов, учет торговых операций и комиссионной торговли. Реализованы учет операций по банку и по кассе, учет расчетов с контрагентами. Предусмотрены учет производственной деятельности, учет косвенных расходов, учет заработной платы, а также кадровый и персонифицированный учет.
Для отражения в учете хозяйственных операций в программе, как правило, используется ввод электронных документов, которые соответствуют первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции – простой инструмент автоматизации, который легко и быстро настраивается пользователем.
Методика бухгалтерского учета позволяет одновременно регистрировать каждую запись хозяйственной операции как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета, а также количественного и валютного учета. Информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях могут вводить сотрудники смежных служб учреждения, которые не являются бухгалтерами. В этом случае бухгалтерская служба осуществляет методическое руководство и контролирует настройки информационной базы, которые обеспечивают автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете.
Ведение учета для нескольких учреждений в единой информационной базе
В некоторых случаях существует потребность в ведении учета для группы автономных учреждений или структурных подразделений, хозяйственная деятельность которых тесно переплетается.
«1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» поддерживает ведение бухгалтерского и налогового учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в единой информационной базе. При этом используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т.д. Главную книгу и баланс в этом случае можно формировать консолидировано для группы учреждений либо раздельно по учреждениям и структурным подразделениям.
Таким образом, программу «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» можно использовать в учреждениях со сложной организационной структурой.
Важно отметить, что в версии программы «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8. Базовая версия» не поддерживается возможность ведения учета нескольких учреждений в одной информационной базе. При необходимости ведения учета для нескольких учреждений (структурных подразделений) учет для каждого учреждения (структурного подразделения) можно вести обособленно в отдельной информационной базе.
(Продолжение следует)
И. СИДОРОВ
Фирма «1С»
Контактный телефон (495) 737-92-57