«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» НА ЭЛЕВАТОРЕ
Предприятие «Саракташский элеватор» (п. Саракташ, Оренбургская обл.), созданное в
Увеличение мощности зерносушилок и расширение объемов хранилищ элеватора привели к увеличению оборотов зерновых продуктов и, как следствие, к появлению новых требований к информационной системе предприятия. Возникла потребность в усилении контроля на всех стадиях производства, а также в оперативном получении достоверной информации, необходимой для анализа деятельности как самого предприятия, так и отдельных его подразделений и ключевых сотрудников.
На предприятии использовалось несколько информационных систем, обмен данными между которыми отсутствовал. При этом для формирования отчетности в одном отделе зачастую требовались данные другого отдела. Это приводило к повторному вводу данных со всеми вытекающими последствиями – неоправданным трудозатратам и ошибкам при вводе информации.
В новой информационной системе должны были быть учтены отраслевые особенности предприятия, предусматривающие ведение количественно-качественного учета зерна. Помимо ведения бухгалтерского и налогового учета система должна также обеспечить ведение оперативного учета.
После анализа предложений на рынке программного обеспечения руководство предприятия приняло решение о внедрении автоматизированной информационной системы на основе типового прикладного отраслевого решения «ИНПРО:Элеватор 8», интегрированный в «1С:Бухгалтерию 8» на платформе «1С:Предприятие 8».
Работы по внедрению автоматизированной системы были поручены разработчику данного прикладного решения компании «ИНПРО» (1С:Франчайзи, г. Оренбург).
На первом этапе проекта автоматизации специалисты компании провели анализ учета на элеваторе. В процессе обследования были определены рабочие места, которые было необходимо автоматизировать.
На следующем этапе программный продукт был запущен в промышленную эксплуатацию. Данный этап начался в середине июля 2008 г., в напряженный период уборки урожая, и был завершен в рекордно короткий срок – за один месяц. Обучение основных пользователей было проведено на реальных данных элеватора, что способствовало быстрому получению результатов автоматизации.
На данный момент на предприятии автоматизировано 11 рабочих мест: в бухгалтерии, лаборатории, весовой, отделах кадров и снабжения, а также в производстве.
В системе автоматизирован бухгалтерский и налоговый учет. Ведется учет заготовки зерна. Предусмотрено формирование реестров накладных, выполняется расчет зачетного веса зерна, а также учет операций по переводу зерна из одного вида в другой. Реализовано оформление операций по отгрузке зерна. Осуществляется расчет стоимости услуг, оказанных элеватором. Система обеспечивает формирование карточек лабораторного анализа, оформление операций по подработке и сушке зерна. Она интегрирована с электронным весовым оборудованием.
Оперативный учет зерна
К особенностям учета на элеваторе относится наличие отраслевых печатных форм (ЗПП). Учет заготовки зерна выполняется с помощью документа «Товарно-транспортная накладная СП-31» (ТТН). Данные из ТТН используются для формирования «Реестров прихода зерна» и соответствующих отраслевых форм: ЗПП-3, ЗПП-4 и ЗПП-14. Поступающее зерно взвешивается на автомобильных весах. При этом данные о весе автоматически передаются в систему, что способствует сокращению затрат рабочего времени на взвешивание. Результат вводится в «Журнал регистрации взвешивания грузов» по форме ЗПП-28 и фиксируется в отчете ЗПП-5. На основании реестров автоматически формируются приемные квитанции ЗПП-10 или ЗПП-13.
Фактическое качество зерна и продуктов его переработки устанавливается лабораторией. Основными показателями качества зерна являются влажность, сорность, зерновая примесь, клейковина, стекловидность и т.д. Результаты анализа фиксируются лаборантами в «Карточке лабораторного анализа», которая имеет печатные формы ЗПП-47 и ЗПП-42. Карточка регистрируется в «Журнале регистрации лабораторных анализов» по форме ЗПП-49.
По мере надобности выполняются подработка и сушка зерна. Эти операции отражаются в документах «Распоряжение на подработку», «Акт подработки», «Акт на уничтожение негодных отходов», а также «Приход зерноотходов», по которому можно как списывать отходы, так и приходовать их.
По мере необходимости владельцы зерна могут производить операции по переводу зерна из одного вида заготовки в другой. Программа позволяет автоматически учитывать движение зерна, остаток зачетного веса и его среднее качество, что делает учет контролируемым.
Наиболее удобной функцией системы является автоматический расчет стоимости услуг по приемке, подработке, сушке, хранению и отгрузке зерна. Расчет фиксируется в документе «Клиентское хранение». Система позволяет определить состояние лицевого счета клиента в любой момент. На основании выполненного расчета выписываются счета-фактуры.
Процесс отгрузки зерна начинается с оформления документа «Приказ на отгрузку», в котором указываются наименование отгруженного сырья и вид транспорта. На основании приказа формируется документ «Отгрузка», который содержит унифицированную форму «Торг-12» и отчет «Ведомость накладных», включающий перечень документов по отгрузке.
После отгрузки зерна выполняется зачистка складов, которая фиксируется с помощью документа «Акт зачистки». Перечень актов зачистки представлен в отчете «Журнал Актов зачистки», который содержит две печатные отраслевые формы ЗПП-7 и ЗПП-176.
Всю информацию о движении зерна и изменении его качественных параметров можно отследить с помощью отчета по форме ЗПП-36.
Результаты автоматизации
В настоящее время на «Саракташском элеваторе» полностью автоматизирован количественно-качественный учет зерна. Это позволило сделать учет на предприятии прозрачным. Контроль за движением зерна теперь выполняется на всех стадиях – от поступления до отгрузки. Оптимизация деятельности работников предприятия привела к сокращению потерь рабочего времени. Повысилась оперативность получения данных, снизился риск ошибок.
Единая информационная база позволяет работникам бухгалтерии оперативно получать данные по приходу и отгрузке зерна. В результате автоматизации значительно снизилось время, необходимое для получения информации о состоянии взаиморасчетов с клиентами. Решение «1С:Бухгалтерия 8» дало возможность работникам бухгалтерии автоматизировать учет операций по движению денежных средств и основных средств.
Для работы с программой необходимо наличие платформы «1С:Предприятие 8».
Прикладное решение «ИНПРО:Элеватор 8» получило от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С: Предприятие».
Решение «ИНПРО:Элеватор 8» может поставляться как в виде самостоятельного прикладного решения, так и в виде дополнения к программным продуктам «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Управление производственным предприятием 8».
В настоящее время программный продукт «ИНПРО:Элеватор 8» внедрен и успешно эксплуатируется на ряде предприятий агропромышленного комплекса России.
Л. ХАСАНОВА
1С:Франчайзи «ИНПРО»
Контактный телефон (3532) 75-69-00