Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
26 апреля 2007 Статьи Архивный материал

Для автоматизации учета основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) в кредитных организациях специалисты компании «1С:Автоматизация» (1С:Франчайзи, г. Москва) разработали прикладное решение «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке». Данное решение представляет собой специализированную конфигурацию системы программ «1С:Предприятие 7.7» и разработано на основе компоненты «Бухгалтерский учет».

Программный продукт «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке» создан в соответствии с требованиями действующих нормативных документов по учету в кредитных организациях.

В настоящее время программа успешно эксплуатируется более чем в 20 кредитных организациях, например в банке «Московский деловой мир», Дельтабанке, Социальном коммерческом банке и в других кредитных организациях.

Одно из первых внедрений решения «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке» было выполнено разработчиками в АКБ «Российский капитал».

Банк «Российский капитал» основан в 1993 г. На 1 декабря 2006 г. он входил в число 60 крупнейших российских банков по величине собственного капитала и в первую сотню банков по размеру чистых активов.

Большое количество разнородных внеоборотных активов банка, потребность в их классификации, систематизации и обособленном учете естественным образом привели к необходимости автоматизации учета объектов ОС.

Было принято решение использовать для автоматизации учета ОС и НМА прикладное решение «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке», функциональные возможности которого оптимально подходили для решения поставленной задачи.

Основные возможности решения

В программе предусмотрено ведение банковского плана счетов, при этом пользователь может самостоятельно добавлять новые счета и настраивать их. В плане счетов присутствует как обязательная аналитика для счетов учета материальных ценностей («Объект МЦ»), так и аналитика, настраиваемая по желанию пользователя («МОЛ» и «Подразделения»). Реализовано ведение учета в разрезе центров финансовой ответственности.

Программа содержит настраиваемый шаблон проводок. Список шаблонов проводок, которые будут сформированы при проведении документов, хранится в отдельном справочнике. Пользователь может изменять шаблоны проводок без участия специалиста ИТ-подразделения.

Для оформления операций по движению ОС и начислению амортизации в программе предусмотрены соответствующие документы - «Акт приемки», «Внутреннее перемещение», «Переоценка», «Увеличение стоимости», «Начисление амортизации» и др. Начисление амортизации основного средства в программе можно выполнять одним из двух способов - исходя из нормы амортизации или фиксированной суммой. При регистрации документов формируются проводки по банковскому плану счетов. В то же время возможен ввод бухгалтерских операций вручную.

Налоговый учет ОС в программе ведется параллельно с бухгалтерским учетом с использованием одних и тех же документов. В решении предусмотрен особый способ начисления амортизации для ОС, введенных в эксплуатацию до 1 января 2002 г.

Затраты на ремонт ОС учитываются двумя способами. Первый способ предусматривает увеличение стоимости ОС и предполагает возможность пересмотра срока и нормы начисления амортизации. При использовании второго способа стоимость ОС не изменяется, а затраты на ремонт списываются на расходы.

Печатные формы первичных документов в программе реализованы в соответствии с постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

Решение позволяет экспортировать данные в автоматизированные банковские системы «Афина» и «Гефест», а также импортировать карточки и начальные остатки ОС из текстового файла.

Наряду со стандартными бухгалтерскими отчетами система обеспечивает формирование разнообразных отчетов по бухгалтерскому и налоговому учету ОС. По бухгалтерскому учету, например, предусмотрено формирование «Инвентарной ведомости», «Справки по категориям объекта учета», «Сводной ведомости по амортизации», «Списка выбывших основных средств», «Сводного мемориального ордера», «Отчета по общим суммам переоценки», «Ведомости наличия и движения ОС» и др.

По налоговому учету можно сформировать отчеты «Регистр учета начисленной амортизации», «Регистр амортизируемого имущества, выделяемого в 11 группу амортизации», «Регистр учета амортизационных отчислений по объектам ОС» и др.

Особенности внедрения решения в банке «Российский капитал»

Как известно, бухгалтерский учет в различных организациях даже в одной сфере деятельности зачастую имеет свою специфику, поэтому несмотря на то что программный продукт «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке» является типовым тиражным решением, для его внедрения в банке «Российский капитал» потребовались адаптация и настройка в соответствии со спецификой работы кредитной организации.

После изучения деятельности банка специалисты компании «1С:Автоматизация» предложили проект автоматизации, состоящий из нескольких этапов. Сотрудники банка совместно со специалистами компании сформулировали техническое задание, в котором были учтены все их пожелания по характеру ввода информации в программу, по экспорту и импорту данных и по необходимой отчетности.

Для учета договоров с контрагентами и материальных запасов в банке используется программный продукт «1С:Бухгалтерия 7.7», поэтому основной особенностью работ на этапе внедрения явилась необходимость параллельной работы системы «1С:Предприятие» с двумя информационными базами. В одной информационной базе было необходимо вести бухгалтерский учет, в другой - обособленный учет ОС банка.

В связи со спецификой работы банка в программе следовало обеспечить возможность задания кодов счетов для учета и начисления амортизации для всех объектов ОС. В рамках типовых функциональных возможностей программы возможно присвоение, а также изменение этих кодов счетов самим пользователем в ручном режиме.

В дополнение к типовым функциональным возможностям для АКБ «Российский капитал» в систему была добавлена возможность автоматического формирования составных кодов счетов учета и начисления амортизации для объектов ОС, для присвоения полученных кодов объектам ОС, а также для создания счетов с полученными кодами в плане счетов. Формирование составных кодов счетов выполняется по заданному алгоритму с учетом кода группы, к которой принадлежит объект ОС. Таким образом, работа по классификации и присвоению кодов объектам ОС может выполняться как в ручном, так и в автоматическом режиме. Требовалось также синхронизировать учет объектов ОС в информационной базе «Бухгалтерский учет» и в базе «Учет ОС».

Все перечисленные задачи были решены. Для интеграции информационной базы обособленного учета ОС с информационной базой бухгалтерского учета разработан соответствующий механизм.

Кроме того, автоматизированная система банка по сравнению с типовым решением содержит ряд дополнительных отчетов. Наиболее актуальными из них для бухгалтерии банка являются такие отчеты, как «Амортизационные отчисления по ОС, НМА, числящимся в бухгалтерском учете», «Учетная стоимость и амортизация по ОС, НМА, числящимся в бухгалтерском учете», «Амортизируемое имущество по налоговому учету», «Расшифровка начисленной амортизации в налоговом учете по передаваемому основному средству», «Регистр учета доходов и расходов от реализации амортизируемого имущества» и «Регистр учета внереализационных расходов при ликвидации основных средств».

В результате выполнения проекта автоматизации в банке была создана система обособленного учета основных средств, интегрированная с информационной базой бухгалтерского учета. Успешное внедрение способствовало АКБ «Российский капитал» решению проблем автоматизированного учета внеоборотных активов и одновременно показало, что функциональные возможности решения «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке» позволяют эксплуатировать его практически в любой кредитной организации.

Прикладное решение «1С:Автоматизация. Учет ОС в банке» получило сертификат фирмы «1С» «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие». Для работы с программой необходимо наличие компоненты «Бухгалтерский учет».

Д. МАСЛОВ

1С:ФРАНЧАЙЗИ «1С:АВТОМАТИЗАЦИЯ»

Контактный телефон (495) 956-26-47