«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8»: ОТРАСЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Для комплексной автоматизации учета деятельности и управления организаций, занимающихся производством лекарственных препаратов, фирма «1С» и компания «Алгоритм Успеха» (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) совместно разработали отраслевое прикладное решение «1С:Предприятие 8. Фармпроизводство».
При разработке программного продукта был проанализирован и учтен опыт, полученный специалистами компании «Алгоритм Успеха» в процессе автоматизации предприятий, занимающихся производством и реализацией фармацевтической продукции. Программа предназначена для автоматизации управления производством субстанций для изготовления лекарственных форм, таблеток, мазей, настоек, микстур и другой аналогичной продукции.
Программный продукт создан на основе типового прикладного решения «Управление производственным предприятием» на платформе «1С:Предприятие 8.0» и содержит все его функциональные возможности, позволяющие организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия – от учета материалов до планирования производства.
Программа является комплексным решением для организации управления производством. В решении предусмотрено управление запасами, закупками и продажами. Реализовано управление взаимоотношениями с покупателями и поставщиками, а также управление персоналом, включая расчет заработной платы. Поддержаны функции планирования продаж, закупок и производства, в том числе посменного планирования, управления основными средствами и планирования ремонтов, а также управления финансами. Предусмотрены мониторинг и анализ деятельности предприятия.
Производство фармацевтических препаратов имеет свои особенности. Так, например, информация о нормах потребления материалов вводится в спецификации согласно рецептурам изготовления продукции. Длительность производственного цикла изготовления того или иного медицинского препарата является величиной переменной и может составлять от нескольких часов до нескольких недель. Кроме того, фармацевтическое предприятие обязано иметь на складе «карантинную» зону хранения. В эту зону помещаются и в ней находятся все поступившие материалы, а также готовая продукция до тех пор, пока для них не будет проведен контроль качества. Необходимость контроля приводит к увеличению периода между поступлением материалов на склад и передачей их в производство.
Программный продукт поддерживает основные положения отраслевого стандарта ГОСТ Р52249-2004 (GMP) и ОСТ 42-2-72. К ним относится обязательное документирование всех операций производственного процесса с контролем качества на всех стадиях производства. Предусмотрена регистрация результатов контроля качества и внешней сертификации. В программе также ведется учет сроков годности сырья и готовой продукции. Реализован специальный порядок формирования серии готовой продукции, предусматривающий ввод в серию готовой продукции активных субстанций только одной заводской серии. Рассмотрим некоторые подсистемы предлагаемого решения более подробно.
Управление качеством
В системе предусмотрены механизмы, позволяющие фиксировать и отслеживать факт отбора проб сырья, материалов, продукции, регистрировать результаты анализов, проведенных как в лабораториях предприятия, так и в сторонних лабораториях. Предусмотрена также регистрация факта получения сертификата на серию готовой продукции. Если сырье, материалы или готовая продукция успешно прошли стадию контроля качества, то система позволяет переместить эти товарно-материальные ценности (ТМЦ) из «карантинной» зоны хранения. При отрицательном результате ТМЦ остаются в «карантинной» зоне до принятия решения руководством. Для сырья и материалов, например, таким решением может быть возврат поставщику.
В системе предусмотрено несколько контуров контроля качества. Это «Входной контроль качества сырья», «Межоперационный контроль» и «Контроль качества готовой продукции».
Управление производством
На практике для запуска серии продукции в производство необходимо определить сроки запуска и объем выпускаемой серии. В зависимости от объема выпускаемой серии следует рассчитать количество материалов и полуфабрикатов, которые будут использованы при изготовлении серии.
В подсистеме «Управление производством» реализована возможность расчета объема выпуска планируемой серии продукции (по переделам) исходя из возможностей оборудования и наличия сырья определенной серии на складе. Предусмотрено резервирование конкретных серий сырья под серию продукции.
Маршрутные карты на выпуск продукции формируются в системе по нормативным данным. Обеспечено сравнение нормативных данных с фактическими, регистрируемыми в ходе производства. Формирование документов для перемещения в производство и списания из производства реализовано в программе на основании расчета загрузки.
Для каждой серии выпускаемой продукции система позволяет формировать и хранить «электронное досье», содержащее весь перечень документов, связанных с выпуском конкретной серии, – требования-накладные, отчеты производства за смену, документы, связанные с проверкой качества изготовленной серии, и т.д.
Управление закупками
Подсистема «Управления закупками» позволяет учесть минимальную партию поставки номенклатуры, а также рассчитать длительность цикла поставки с учетом продолжительности операций входного контроля качества. Предусмотрена возможность регистрации момента открытия заказа и согласования с поставщиком спецификации на поставку. В подсистеме реализованы отражение состояния заказа на поставку – «открыт», «поставка выполнена полностью», «поставка выполнена частично» и «входной контроль завершен», а также формирование графика платежей по заказу поставщику.
Управление запасами
В подсистеме «Управление запасами» можно использовать режим контроля срока годности, запрещающий передачу в производство сырья или продажу готовой продукции, срок годности которых близок к критическому значению или просрочен. Информацию об остатках сырья и готовой продукции, а также о сроках их годности можно получить с помощью отчета.
Режим жесткого соблюдения карантина, реализованный в подсистеме опционно, позволяет контролировать перемещение номенклатуры, требующей внутренней или внешней сертификации и не сертифицированной на момент перемещения. При использовании этого режима перемещение данной номенклатуры может происходить только на «карантинный» склад-получатель.
Внедрение на «Фармацевтической фабрике Санкт-Петербурга»
Предприятие «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» основано в 1937 г. Его деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.06.98 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в ред. от 18.12.06 г. № 231-ФЗ). Документооборот на фабрике определяется в основном отраслевыми стандартами. В настоящее время, например, на предприятии внедряется отраслевой стандарт «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств» (GMP). Количество работников в производственных подразделениях составляет около 200 человек, общее количество работников – около 500 человек.
Для выпуска порядка 150 позиций номенклатуры используется примерно 1000 номенклатурных позиций комплектующих изделий и материалов. В бухгалтерском учете на предприятии ежемесячно оформляется около 3500 документов.
Внедрение на предприятии прикладного решения «1С:Предприятие 8. Фармпроизводство» обеспечило оперативность получения информации и принятия управленческих решений. Реализованы ведение учета затрат и расчет фактической трудоемкости и рентабельности по сериям лекарственных средств. Выполняется поддержка введения стандартов GMP в части документирования операций и хранения информации. В результате автоматизации управления обеспечена информационная поддержка деятельности основных служб, повысилась достоверность используемой информации.
И. СИДОРОВ
Фирма «1С»
Контактный телефон (495) 737-92-57