Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
17 марта 2006 Статьи Архивный материал

Начиная с бухгалтерской отчетности 2006 г. положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) применяется с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 12.12.05 г. № 147н, которые устанавливают, в частности, новый порядок учета малоценных объектов основных средств. Кроме того, с 1 января 2006 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), внесенные Федеральным законом от 6.06.05 г. № 58-ФЗ, которые предоставляют налогоплательщикам возможность единовременно включать в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль до 10% первоначальной стоимости основных средств, а также расходов на их модернизацию.

Соответствующие изменения были внесены в программу «1С:Бухгалтерия 8.0», которая позволяет организовать учет основных средств с большой степенью автоматизации.

Учет активов стоимостью до 20 000 руб.

Если ранее основные средства стоимостью до 10 000 руб. или иного лимита, установленного организацией в учетной политике, разрешалось списывать на затраты на производство (расходы на продажу) при передаче в эксплуатацию, то с 2006 г. эта норма исключается из ПБУ 6/01, уступая место новым правилам учета малоценных основных средств. Согласно этим правилам активы, удовлетворяющие критериям включения в состав основных средств, стоимостью в пределах установленного в учетной политике организации лимита, но не более 20 000 руб. разрешается отражать в составе материально-производственных запасов. Иными словами, теперь бухгалтер избавляется от необходимости присваивать каждому объекту отдельный инвентарный номер и открывать инвентарную карточку. Малоценные основные средства можно учитывать по правилам, предусмотренным для материалов. Учет таких запасов может вестись на счете 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н) этот счет предназначен для учета наличия и движения инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

В программе «1С:Бухгалтерия 8.0» автоматизированы операции оприходования, передачи в эксплуатацию и списания инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей. Согласно ПБУ 6/01 в целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

В «1С:Бухгалтерии 8.0» при передаче таких активов в эксплуатацию их стоимость автоматически отражается на специальном забалансовом счете, откуда затем она может быть списана в момент их фактического выбытия. Таким образом обеспечивается надлежащий контроль за движением переданных в эксплуатацию активов. При передаче их в эксплуатацию автоматически формируется печатная форма «Требование-накладная» (М-11), а при списании - «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов» (МБ-8).

Тогда как в бухгалтерском учете актив со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью до 20 000 руб. теперь разрешается отражать в составе материально-производственных запасов, в налоговом учете включить этот актив в состав материальных расходов можно, только если его первоначальная стоимость не превышает 10 000 руб. Таким образом, если стоимость актива находится в интервале от 10 000 до 20 000 руб., он может отражаться в бухгалтерском и налоговом учете по-разному. Излишних расхождений можно избежать, предусмотрев в учетной политике для бухгалтерского учета возможность отражения в составе материально-производственных запасов только объектов стоимостью не более 10 000 руб., сблизив тем самым бухгалтерский учет с налоговым.

Если же учетная политика организации предписывает по-разному отражать активы стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. в бухгалтерском и налоговом учете, для этих целей в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» применяется специальная методика. Срок полезного использования таких объектов превышает 12 месяцев, а их стоимость на момент поступления не всегда еще окончательно сформирована, поэтому до принятия специального решения о включении таких активов в состав материально-производственных запасов они должны быть сначала оприходованы на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Как только стоимость актива будет полностью сформирована, его можно принимать к учету. При этом в бухгалтерском учете он отражается в составе материально-производственных запасов, а в налоговом - в качестве основного средства.

Для отражения данной операции в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» предназначен электронный документ «Принятие к учету ОС», где на закладке «Бухгалтерский учет» достаточно выбрать порядок учета актива «Отражение в составе МПЗ» (рис. 1). Затем нужно указать объект материально-производственных запасов, а также счет учета и склад, куда он будет оприходован. Программа «отразит» переквалификацию актива - произойдет списание его стоимости со счета бухгалтерского учета вложений во внеоборотные активы, а на счет учета материально-производственных запасов будет оприходован новый материал. В налоговом учете объект будет включен в состав амортизируемого имущества. Параметры амортизации основного средства для целей налогового учета указываются на закладке «Налоговый учет» документа «Принятие к учету ОС».

Оприходованный в бухгалтерском учете материал в дальнейшем учитывается точно так же, как и любой другой объект материально-производственных запасов. После того как он будет передан на производственные или иные аналогичные нужды, в налоговом учете можно начинать начисление амортизации по соответствующему ему основному средству. Для этого достаточно установить специальный флажок. Амортизация будет автоматически начисляться в конце каждого месяца в течение срока полезного использования основного средства.

Рис. 1

Различие в способах признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете в данном случае приводит к возникновению временных разниц согласно требованиям положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Их учет в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» автоматизирован. При списании объекта на затраты в бухгалтерском учете будет отражено признание отложенных налоговых активов, а при перенесении стоимости этого объекта на расходы в налоговом учете посредством амортизации будет показано списание отложенных налоговых активов в бухгалтерском учете. Признание отложенных налоговых активов, начисление амортизации, списание отложенных налоговых активов и формирование соответствующих бухгалтерских записей производятся с помощью документа «Закрытие месяца».

Амортизационная премия по налогу на прибыль

С 2006 г. в НК РФ предусмотрено включение в состав расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль до 10% первоначальной стоимости основных средств при первом начислении амортизации для целей налогового учета (так называемая амортизационная премия). При этом начисление амортизации в данном случае будет производиться исходя из первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму амортизационной премии.

Аналогичные правила могут применяться и к затратам на модернизацию основных средств, до 10% которых разрешается включать в состав расходов при первом начислении амортизации исходя из изменившейся в результате модернизации первоначальной стоимости основного средства.

Для отражения амортизационной премии в программе «1С:Бухгалтерия 8.0» необходимо в электронном документе «Принятие к учету ОС» на закладке «Налоговый учет» установить флажок «Включить капитальные вложения в состав расходов по п. 1.1 ст. 259 НК РФ» и указать процент первоначальной стоимости, который будет включен в состав расходов при первом начислении амортизации по основному средству (рис. 2).

Рис. 2

Программа позволяет рассчитать сумму амортизационной премии, и при первом начислении амортизации по этому основному средству эта сумма будет автоматически включена в состав расходов. Амортизация будет начисляться исходя из уменьшенной первоначальной стоимости основного средства.

Подобная методика применяется и при модернизации основного средства. Достаточно указать сумму амортизационной премии, а ее начисление и дальнейший расчет амортизации будут выполнены автоматически.

Включение части первоначальной стоимости основного средства в состав расходов допускается только в налоговом учете, поэтому это влечет возникновение временных разниц согласно требованиям ПБУ 18/02. После того как в налоговом учете амортизационная премия будет отражена в составе текущих расходов, в бухгалтерском учете будут признаны отложенные налоговые обязательства по основным средствам, а при перенесении стоимости этих основных средств на расходы посредством амортизации автоматически отразится погашение отложенных налоговых обязательств (документ «Закрытие месяца»).

А. БАКУШИН

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57