Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
21 февраля 2005 Статьи Архивный материал

Завод “Метеор” (г. Волгоград), основанный в 1959 г., является специализированным предприятием по производству кварцевых резонаторов и фильтров. В настоящее время ОАО “Завод “Метеор” производит более 200 типов прецизионных вакуумированных и герметизированных кварцевых резонаторов, а также тактовых кварцевых генераторов. Сегодня потребителями продукции завода являются более 500 предприятий России и СНГ, а сам завод входит в перечень организаций, имеющих стратегическое значение.

Исторически, в связи с большой номенклатурой основных средств и материалов, бухгалтерский учет на предприятии велся изолированно на трех обособленных участках - учет основных средств, учет материалов и учет остальных операций. Наличие трех не связанных между собой информационных баз при отсутствии автоматизации значительно затрудняло формирование консолидированного баланса. Завод ежемесячно выпускает 300-400 наименований готовой продукции и полуфабрикатов.

В условиях рыночной экономики службы предприятия ощутили острую нужду в калькуляции фактической себестоимости продукции. Кроме того, специфика деятельности завода требовала организации партионного учета выпущенных изделий.

В результате на некотором этапе руководство завода приняло решение о внедрении на предприятии автоматизированной системы. В качестве исполнителя работ по созданию и внедрению автоматизированной системы была выбрана компания “Резон” (1С:Франчайзи, г. Волгоград).

В соответствии с пожеланиями заказчика автоматизированная система должна была обеспечить ведение бухгалтерского учета в единой информационной базе с формированием консолидированного баланса. Кроме того, следовало реализовать необходимый уровень детализации учета, достаточный для выполнения анализа отклонений плановых затрат от фактических, выявления резервов снижения себестоимости продукции, получения информации, используемой при планировании, составления бюджетов и проведения комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности.

В результате обследования предприятия было принято решение о разработке комплексной системы для автоматизации бухгалтерского учета на основе типовой конфигурации “Производство + Услуги + Бухгалтерия” системы программ “1С:Предприятие 7.7”.

В процессе ознакомления с технологией выяснилось, что номенклатура основных материалов и покупных комплектующих, применяемых в производстве, незначительна. В то же время перечень вспомогательных материалов, в основном химических реактивов, в несколько раз больше. При этом расход основных материалов и покупных комплектующих довольно значителен и поэтому для них в нормативах указаны количественные оценки. Расход вспомогательных материалов на единицу продукции близок к нулю и, следовательно, при учете их расхода используется общая стоимостная оценка.

Сложившаяся на предприятии практика регистрации фактов хозяйственной деятельности подразумевает ежедневное оформление операций по выпуску и реализации конечной продукции. Оформление операций по поступлению и списанию сырья и материалов в производство оформляются, как правило, ближе к окончанию месяца.

На небольших предприятиях ведение бухгалтерского учета и применяемый механизм калькулирования себестоимости продукции предполагают строгий порядок фиксирования фактов хозяйственной деятельности. Сначала материал приходуется, затем он передается в производство. На следующем этапе оформляется выпуск продукции, и только после этого в учете можно отразить факт реализации готовой продукции. Данный порядок ведения учета моделирует ход реальных событий, но, с другой стороны, является не удобным для больших предприятий, поскольку ограничивает работу экономических служб определенными временными рамками.

На практике деятельность экономических служб крупного предприятия не может быть приостановлена, если по какой-либо причине одна из служб не выполнила своевременно своих функций. Отдел сбыта, например, должен отразить в учете факт реализации продукции, реально присутствующей на складе, оформить сопроводительные документы и произвести отгрузку, даже если производственный отдел бухгалтерии не успел зарегистрировать факт ее выпуска. Аналогично выпуск продукции должен быть отражен в учете, даже если кладовщик еще не оформил поступление необходимых для данного выпуска материалов.

В созданной автоматизированной системе отражение выпуска полуфабрикатов и конечной продукции не зависит от времени отражения фактов обеспечения производства материально-производственными запасами (МПЗ). Таким образом, в проекте была решена наиболее сложная проблема, связанная с разделением момента выпуска полуфабрикатов, конечной продукции и момента списания материально-производственных запасов в производство.

В программе предусмотрен механизм аккумулирования на специальных “виртуальных” складах данных об МПЗ, отпускаемых в производство. Материалы и полуфабрикаты как собственные, так и покупные, которые будут в дальнейшем использованы при изготовлении продукции, предварительно учитываются на “виртуальном” складе и только после этого распределяются на выпущенную продукцию. Применение данного механизма позволило еще до момента списания стоимости МПЗ на себестоимость выпущенной продукции контролировать их предстоящий расход. Бухгалтер теперь может на основе производственного отчета цеха оперативно проконтролировать реальное количество материалов, использованных в текущем месяце, и скорректировать его до окончательного распределения стоимости МПЗ на выпущенную продукцию.

Система обеспечивает партионный учет готовой продукции, а также возможность анализа складских запасов в разрезе партий.

Для калькуляции единицы каждого вида выпущенной продукции по факту и проведения план-фактного анализа себестоимости в автоматизированной системе реализован механизм распределения фактических затрат основных МПЗ.

Предусмотрена также возможность учета в составе себестоимости вспомогательных материалов (химических реактивов), которые трудно указать в плановых нормативах. Для учета таких материалов в плановых нормативах предусмотрена специальная норма расходов “Прочие материалы”, в которой указывается их учетная стоимость. Использованные в производстве вспомогательные материалы учитываются и распределяются на продукцию пропорционально плану по данной статье расходов в сумме полных затрат. Таким образом, с одной стороны, вспомогательные материалы обезличены в структуре себестоимости и это приемлемо с точки зрения экономики предприятия. Следует отметить, что при необходимости по вспомогательным материалам всегда можно получить расшифровку. С другой стороны, по вспомогательным МПЗ ведется полноценный бухгалтерский учет в разрезе номенклатурных позиций, и их стоимость участвует в формировании фактической себестоимости единицы продукции.

В системе реализовано автоматическое распределение на себестоимость выпущенных изделий затрат по заработной плате и отчислений с фонда оплаты труда. Нередко крупные предприятия ведут учет заработной платы как самостоятельный участок, при этом отражение расчета и выплаты заработной платы в бухгалтерском учете выполняются при помощи сводных проводок. Это не позволяет распределить сумму затрат на заработную плату по продукции. В автоматизированной системе для каждого вида изделий предусмотрены плановые нормативы по заработной плате, и суммы соответствующих фактических затрат распределяются на выпущенную продукцию пропорционально данным нормативам. Использование данной методики позволило реально оценить долю расходов на оплату труда в общей структуре фактической себестоимости изделий. Данное обстоятельство является особенно важным для “Метеора”, поскольку процесс производства на заводе характеризуется большими трудозатратами.

Таким образом, в результате разработки и внедрения специалистами компании “Резон” на ОАО “Завод “Метеор” автоматизированной системы была создана единая информационная база, позволяющая формировать консолидированный баланс, получать данные о фактической себестоимости выпущенной продукции и проводить план-фактный анализ.

Е. УШМАЕВА

1С:ФРАНЧАЙЗИ “РЕЗОН”

Контактный телефон (8442) 62-00-92