Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие

ГК "Содружество"

Россия, Март 2021
Общее число автоматизированных рабочих мест
250
Цифровые технологии

Цель 1. Сформировать актуальную информационную базу по оборудованию холдинга с возможностью накопления и анализа статистических данных по ТОиР для принятия эффективных управленческих решений

Решаемая проблема. Отсутствие единого информационного поля для анализа применяемых подходов управления ТОиР с определением лучших практик затрудняет развитие и масштабирование.

Задачи

Способ реализации

1.1

Обеспечить менеджмент инструментом получения объективных данных о состоянии производственных активов, стоимости их эксплуатации.

Использование справочника "Объекты ремонта" позволяет отражать все затраты на ТОиР для каждой единицы оборудования, а отчет "Фактические затраты по объектам ремонта" видеть реальную стоимость их эксплуатации.

1.2

Создать единую базу нормативов ТОиР для типового оборудования.

Реализовано за счет использования справочников "Типовые объекты ремонта" со структурой КЛАСС-ТИП-МОДЕЛЬ, "Технологические карты ремонта" и АРМ "Учета типовых ОР".

1.3

Обеспечить модернизацию оборудования, изменение сроков, карт и регламентов обслуживания на основе анализа отказов.

Реализовано за счет использования справочника "Технологические карты ремонтов" с обязательным подтверждением актуальности технологических карт с заданной периодичностью.

Решение о необходимости изменения технологических карт принимается на основании план-фактного анализа выполняемых работ по ТОиР отказавшего оборудования. Используются отчеты "Выявленные дефекты", "EWO-бланки", "План-фактный анализ ППР, затрат МТО и трудозатрат"

1.4

Обеспечить возможность работы в системе пользователей разных локаций

Реализовано за счет механизма мультиязычности, позволяющего видеть пользователям контент на родном языке

Цель 2. Сократить время и количество внеплановых простоев основного оборудования за счет автоматизации управления производственными активами

Решаемая проблема. Производственные потери из-за внеплановых простоев.

Задачи

Способ реализации

2.1

Обеспечить оперативный доступ сотрудников к техдокументации по оборудованию и ремонтам.

Реализовано за счет формирования иерархии объектов ремонта (ОР), переноса ОР из "1С:ТОИР 1.3" в "1С:ТОИР 2 КОРП", создания функциональных мест (ФМ).

2.2

Обеспечить анализ корневых причин отказов и рецидивных дефектов.

Функциональные возможности АСУ ТОиР расширены в части использования ее данных для расследования технологических нарушений и анализа результатов расследования причин аварий.

Анализ корневой причины и принятые контрмеры отражаются в документе "EWO-бланк".

Аналитика —в отчетах "Выявленные дефекты", "Анализ отказов оборудования", "EWO-бланки".

2.2

Обеспечить автоматизированный мониторинг состояния оборудования.

Реализовано за счет интеграции с АСУ ТП.

2.3

Организовать регистрацию дефектов, приводящих к остановке оборудования с недовыпуском продукции.

Реализовано за счет использования документов системы "Выявленные дефекты", "Состояние ОР".

2.4

Организовать регистрацию работ, необходимых для устранения дефектов (продолжительность ожидания ремонта, сроки выполнения работ, стоимость ремонта). Организовать регистрацию повторных отказов.

Реализовано за счет использования документов "Заявка на ремонт", "Акт о выполнении этапа работ".

2.5

Повысить эффективность управления складскими запасами в т.ч. аварийным резервом.

Сформировать обоснованно достаточный аварийный (неснижаемый) запас ТМЦ.

Реализовано за счет анализа данных о плановой (нормативной) потребности в ТМЦ и данных об использовании ТМЦ для выполнения внеплановых ремонтов.

Отчеты "План МТО", "План-фактный анализ затрат МТО"

Цель 3. Повысить эффективность использования рабочего времени персонала

Решаемая проблема. Отсутствие контроля рабочего времени персонала, отсутствие понимания, достаточно ли персонала для поддержания оборудования в рабочем состоянии, не позволяют повысить эффективность работы исполнителей ремонтов.

Задачи

Способ реализации

2.1

Повысить качество оперативного планирования с учетом доступности трудовых ресурсов.

В документ "Остановочный ремонт" добавлен функционал, позволяющий планировать работы с учетом доступности собственного ремонтного персонала и при необходимости привлекать подрядные организации

2.2

Формировать потребность в персонале на основании долгосрочных планов обслуживания оборудования.

Для решения этой задачи используются документы "План-график ППР", "Заявка на ремонт", "Остановочный ремонт".

2.3

Обеспечить маршрутизацию заявок на ремонт по исполнителям. Оперативно согласовывать документы ремонта.

Реализовано за счет настройки маршрутов согласования.

2.4

Организовать учет 100% выполненных исполнителем работ с фиксацией трудозатрат

За счет использования документа "Акт о выполнении этапа работ".

2.5

Обеспечить контроль рабочего времени персонала, измерение времени полезной загрузки

За счет использования отчета "План-фактный анализ трудозатрат", "План трудозатрат"

Цель 4. Повысить качество планирования ремонтов и технического обслуживания активов, подготовить переход к стратегии ремонтов, основанной на риск-ориентированном подходе

Решаемая проблема. Недостаточная технологическая готовность оборудования из-за некачественного планирования ремонтов и невозможность учитывать риски при планировании работ не позволяют повышать производительность производства.

3.1

Повысить качество планирования (обоснованности замены единиц оборудования или объектов) в рамках инвестиционной программы.

Планирование ТОиР оборудования выполняется с учетом его фактической наработки.

Реализовано за счет интеграции с АСУ ТП и документов "План-график ППР", "Остановочный ремонт"

3.2.

Внедрить приоритизацию ремонтных работ на основе риск-ориентированного подхода.

Реализовано за счет категоризации и классификации оборудования. Использован механизм "Назначение ремонта по матрице рисков". На основании анализа принимаются административные и управленческие решения.

Ситуация до внедрения

ГК "Содружество" — одна из крупнейших агропромышленных компаний в РФ, второй по величине агропромышленный терминал в РФ. Один из крупнейших переработчиков семян масличных культур в СНГ и Европе с головной компанией в Люксембурге, производственными комплексами в России, Бразилии, Беларуси, Парагвае и Турции, грузовыми терминалами в России и Парагвае.

В состав группы компаний входят несколько маслоэкстракционных заводов, суммарная мощность которых — 8500 тонн в сутки, цеха по очистке и гидратации масел, производству лецитина, протеинового концентрата и других форм пищевого растительного белка. Главный продукт ГК "Содружество" — шрот из бобового белка, который получается после отжима масла, он используется в высокосортных кормах для животноводства. Группе компаний принадлежат морские и складские терминалы, железнодорожный комплекс и маслохранилище.

ГК "Содружество" развивает сеть логистических центров и управляет собственным железнодорожным парком из 5200 вагонов.

ГК "Содружество" — один из крупнейших переработчиков соевых бобов в Европе — входит в число крупнейших экспортеров сельхозкультур в России, Сербии и Парагвае. Является крупнейшим оператором речных портов в Парагвае.

В 2012–2013 годах компания впервые автоматизировала процессы управления ТОиР на своих производственных и логистических площадках в Калининградской области, внедрив систему "1С:ТОИР Управление ремонтами и техобслуживанием оборудования" версии 1.3. Проект внедрения выполнил разработчик системы — компания "Деснол Софт".

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем ООО "Содружество-Инфо":

Мы выбрали систему на платформе "1С", потому что с самого начала было понятно, что нужно рациональное отечественное решение, которое несложно поддерживать. Всё необходимое нам на тот момент входило в стандартный функционал "1С:ТОИР версии 1.3", который неплохо "ложился" на наши процессы. В качестве мастер-системы в ГК "Содружество" тогда работала конфигурация "1С:Управление производственным предприятием". Поэтому на первом этапе "1С:ТОИР 1.3" был интегрирован с 1С:УПП.

Несомненно, автоматизация дала стимул развитию бизнес-процессов: был разработан ряд дополнительных регламентов, регулирующих деятельность эксплуатационной службы, упорядочена работа, улучшен ряд показателей. Однако со временем становилось всё более очевидно, что это не решает все проблемы и не закрывает все потребности развивающегося производства. По-прежнему для формирования отчетов и планирования использовались Excel-файлы.

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем ООО "Содружество-Инфо":

В 2015 году компания-разработки "Деснол Софт" выпустила новую версию продукта для управления ремонтами и обслуживанием оборудования — "1С:ТОИР 2 КОРП" с расширенным функционалом. В течение нескольких лет решение развивалось. И в 2019 году сотрудничество между нашими компаниями вышло на новый этап. Мы были заинтересованы в более реалистичном планировании, переходе к управлению на основе точных данных, созданию сквозной информационной системы, которая свяжет производственные площадки ГК "Содружество" в разных странах мира. Нам требовалось автоматизировать такие блоки, как учет контролируемых показателей, регистрация дефектов и расследование инцидентов. Для этих целей была выбрана новая версия системы — "1С:ТОИР 2 КОРП" и, конечно же, мы вновь обратились "Деснол Софт" за внедрением, т.к. никто лучше разработчика не знает все нюансы настройки и возможностей применения системы.

Переход с "1С:ТОИР 1.3" на "1С:ТОИР 2 КОРП" не был обычным апгрейдом — необходимо было доработать функционал и выполнить ряд специфических требований — например, таких, как мультиязычный интерфейс для использования системы управления ремонтами на производственных и логистических площадках холдинга за пределами Российской Федерации.

Сегодня "1С:ТОИР 2 КОРП" обеспечивает техническое обслуживание всего производственно-логистического цикла. Груз соевых бобов прибывает в порт, грузовые краны снимают его с кораблей и помещают на автоматический транспортер, дальше сырье попадает в силосы или на склад, снова на транспортеры, которые перемещают сырье на заводские линии. С завода два основных продукта — шрот и растительное масло — поступают в железнодорожный и портовый терминалы. Все процессы на этом пути автоматизированы с управлением через контроллеры Siemens, участие людей в производстве минимально и фрагментарно.

База активов в "1С:ТОИР 2 КОРП" объединила все виды техники и оборудования на заводах и терминалах ГК "Содружество": портовые краны, горизонтальные и вертикальные транспортеры-нории для сыпучих грузов, заводские станки и резервуары, экстракторы, складское и упаковочное оборудование, товарные вагоны.

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем OOO "Содружество-Инфо":

"1С:ТОИР 2 КОРП" позволяет понять, во сколько обходится владение каждым отдельно взятым активом и всеми активами в целом, максимизировать отдачу при минимально достаточных расходах и управлять рисками. Топ-менеджмент компании может комплексно и всесторонне оценить работу производства и получить все необходимые данные для быстрого принятия управленческих решений.

Уникальность и инновационность проекта

1. Интеграция с АСУ ТП

"1С:ТОИР 2 КОРП" был интегрирован с платформой производственной автоматизации Wonderware, которая включает в себя программно-аппаратный комплекс сбора данных и диспетчерского контроля SCADA. Система автоматически регистрирует наработку оборудования. В процессе интеграции с АСУ ТП команда "Деснол Софт" скорректировала типовой формат данных "1С:ТОИР 2 КОРП" в соответствии с корпоративным стандартом "СОДРУЖЕСТВА".

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем ООО "Содружество-Инфо":

За счет интеграции "1С:ТОИР 2 КОРП" с АСУ ТП обеспечено управление на основе точных данных, поступающих из систем мониторинга в систему учета с заданной периодичностью и без участия человека. Данные наработки, контролируемые показатели и выявленные дефекты фиксируются для 1865 объектов ремонта в оборудовании двух видов — насосов и электродвигателей. Обмен позволяет "забирать" из АСУ ТП в "1С:ТОИР 2 КОРП" контролируемые показатели и данные по наработке для формирования графиков плановых работ. При этом число ошибок при регистрации показателей сводится практически к нулю. Интеграция освобождает сотрудников от выполнения рутинных операций, снижает трудозатраты по ручному вводу наработки в систему. О результате загрузки данных пользователям приходит оповещение по электронной почте.

2. Двуязычный интерфейс и мультиязычный контент

Двуязычный интерфейс. Механизмы локализации, предусмотренные в платформе "1С", позволяют использовать различные языки как при разработке решения, так и при работе пользователей с системой. Кроме этого, на уровне платформы поддерживаются различные национальные стандарты представления дат, чисел и т.д. В ходе проекта названия полей, кнопок, закладок и т.д. были переведены на английский язык. В зависимости от параметров входа можно видеть русский или английский интерфейс. Перевод конфигурации "1С:ТОИР 2 КОРП" (справочники, отчеты, поля документов и т.д.) на английский сделан впервые. Теперь специалисты ГК "Содружество" в разных точках мира могут пользоваться одним и тем же функционалом, каждый на своем языке.

Мультиязычный контент. Разработаны механизмы отображения одной сущности учета (например, производственного объекта) на русском, английском, испанском и тюркском языках в зависимости от настроек пользователя. В зависимости от языка, под которым пользователь входит в систему, определяется язык, на котором выведены данные. Например, пользователь из Калининграда видит в базе объект ремонта "Нория №1", а пользователь из Парагвая увидит в той же базе объект ремонта "Bucket Elevator #1".

Артем Вожаков, руководитель проектного офиса ООО "Содружество-Инфо":

Холдинг постоянно растет — увеличиваются производственные мощности, появляются новые производственные площадки и логистические узлы. Мы поставили перед собой цель распространить полезный опыт использования "1С:ТОИР 2 КОРП" на все предприятия холдинга. Но в Парагвае или Турции, где расположены наши активы, трудно найти русскоязычных специалистов. Поэтому мы решили перевести конфигурацию и контент системы на английский. В дальнейшем планируем перевод на испанский и турецкий. Это позволит передать иностранным коллегам опыт применения системы, накопленный нашими специалистами, и в целом упростит внедрение.

3. Формирование иерархии оборудования с учетом технологических позиций (в терминологии "1С:ТОИР 2 КОРП" — "функциональных мест")

Виртуальный информационный объект "функциональное место" связывает между собой единицы оборудования, совместно выполняющие одну законченную технологическую операцию или влияющие на нее. Благодаря иерархии "функциональных мест" в системе видно, как состояние каждой единицы оборудования отражается на производственной функции узла и в дальнейшем на производительности предприятия в целом.

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем ООО "Содружество-Инфо":

Для логичного и достоверного планирования нужно было предусмотреть ситуации, в которых станок, меняя технологическую позицию, не пропадал бы из базы, чтобы мы не теряли из виду в системе эту единицу оборудования. Для этого в "1С:ТОИР 2 КОРП" предусмотрены "функциональные места".

Это необходимая вещь для непрерывных производств, на которых много остановочных ремонтов. Остановка происходит на всей линии — это значит, что не работает и то оборудование, которое подлежит ремонту, и сопутствующие устройства. Например, если останавливается цех, то останавливаются оба конвейера: входящий в цех и выходящий из него.

Иерархия "функциональных мест" отражает логику производственного цикла, управление становится более реалистичным, нам этого не хватало. Мы добились возможности строить графики зависимых плановых ремонтов, синхронизировать процессы техобслуживания связанной между собой техники и использовать время простоев эффективно".

4. Механизм остановочных ремонтов — контейнерная сущность планирования

Этот функционал также позволяет:

  • объединять ремонтные работы, производимые в периоды останова,
  • осуществлять связь с планом производства и остановов,
  • учитывать форс-мажорные обстоятельства (например, невозможность подхода судов в порт для выгрузки сырья).

5. Матрица оценки рисков

Выполнено ранжирование оборудования по критичности, каждой единице оборудования присвоена категория от А1 до Е5. Анализ критичности оборудования позволит полноценно применять риск-ориентированный подход с использованием RCM-анализа и в перспективе подключить к управлению активами экспертную систему для управления надежностью "1С:RCM" (RCM — Reliability-Centered Maintenance, обслуживание, ориентированное на надежность).

Артем Вожаков, руководитель проектного офиса ООО "Содружество-Инфо":

Как предприятию высокого класса опасности нам очевидны преимущества риск-ориентированного подхода к управлению активами. "1С:ТОИР 2 КОРП" позволяет структурировать активы с учетом уровня сложности ремонтов и рисков, которые могут возникнуть при выходе оборудования из строя. Сейчас мы используем инструмент системы "1С:ТОИР 2 КОРП" "матрица оценки рисков". В матрице учтены технологические, производственные, экономические, экологические риски, а также риски, связанные с охраной труда. У нас есть возможность определить и закрепить в системе приоритеты очередности работ: что необходимо отремонтировать в кратчайший срок, что во вторую очередь, а что допустимо перенести на следующий ремонтный период с наименьшими рисками. Матрица рисков — типовой функционал "1С:ТОИР 2 КОРП", она разработана специалистами "Деснол Софт" как важный инструмент для эффективного реагирования на сбои любого уровня и взвешенного планирования ремонтов. Кроме того, проанализированные данные по рискам из "1С:ТОИР 2 КОРП" помогают нам проходить сертификацию производства.

Денис Видякин, заместитель директора по страхованию и операционным рискам по риск-инжинирингу ОАО "Содружество-Соя":

Дополнительно к матрице рисков с целью повышения надежности оборудования мы ранжировали наши активы по критичности. Мы опирались на опыт техобслуживания этого оборудования и накопленную статистику. Например, выход из строя электродвигателя в конвейере приведет к полной остановке линии, а сбой в другом производственном узле — только снизит производительность. Проанализировав критичность этого оборудования для нормальной работы производства, мы можем правильно рассчитать интервал поставки и аварийный запас запчастей, снизить потери от простоев. Мы выполнили ранжирование оборудования по критичности, присвоив каждой единице оборудования категорию от А1 до Е5. Для наглядности категории имеют различную цветовую маркировку, с помощью которой оборудование "подсвечивается" в справочнике "Объекты ремонта".

В перспективе анализ критичности оборудования позволит нам полноценно применять риск-ориентированный подход с использованием RCM-анализа и подключить к управлению активами экспертную систему для управления надежностью "1С:RCM".

6. EWO-бланк

EWO (Emergency Work Order) — это документ для описания и анализа поломки. Такие документы используют на предприятиях холдинга "Содружество" для расследования отдельных инцидентов. В ходе расследования специалисты определяют корневую причину дефекта оборудования и разрабатывают корректирующие меры по предотвращению повторного возникновения отказов с возможностью контроля и анализа выполнения ремонтов. "Деснол Софт" дополнил функционал "1С:ТОИР 2 КОРП" цифровым EWO-бланком на русском и английском языках.

Илья Евстафьев, руководитель проекта EAM-систем ООО "Содружество-Инфо":

В EWO-бланк поступают данные из документов "Выявленный дефект", "Заявка на ремонт", "Наряд на выполнение ремонтных работ" и "Акт о выполнении этапа работ". Документ формируется в случае серьезного повреждения, которое влечет за собой останов оборудования или потерю производительности. Чем полезен функционал расследования инцидентов? Он не только дает четкие обоснования для отдельных мероприятий по техобслуживанию, но и позволяет накапливать статистику поломок и анализировать стратегию обслуживания конкретного производственного оборудования, что, в свою очередь, делает ее более эффективной, увеличивая отдачу и КТГ оборудования.

7. Маршрутизация документов

Опыт ЗАО "Содружество-Соя" в прошлые годы убеждает: быстрое согласование необходимых документов и допусков позволяет высвободить время сотрудников ремонтной службы для основной работы, обеспечить своевременное реагирование и повысить качество техобслуживания в целом. На новом этапе этот полезный опыт расширен на весь холдинг. Механизм согласования документов — типовой функционал системы "1С:ТОИР 2 КОРП". Маршруты заявок для согласования ремонтных работ были перенесены из "1С:ТОИР версии 1.3" в "1С:ТОИР 2 КОРП". Команда проекта провела отбор и унификацию необходимых маршрутов из прежней системы с учетом масштабирования нового решения и различий в процессах и штатном составе сотрудников ремонтных служб в разных компаниях холдинга. Сегодня в ГК "Содружество" используется 319 вариантов маршрутов согласования документов.

Артем Вожаков, руководитель проектного офиса ООО "Содружество-Инфо":

Раньше согласования отнимали очень много времени. Главный инженер компании должен был пересмотреть и согласовать несколько сотен заявок в месяц — это 20 и больше бумажных заявок в день. При этом каждая заявка требует цепочки согласований, нужно было собирать подписи в разных службах: КИПиА, ремонтно-механическом цехе и т.д. Когда мы автоматизировали все актуальные маршруты, ситуация радикально изменилась. Мы больше не завалены бумагами. С появлением "1С:ТОИР 2 КОРП" у десятков сотрудников исчезла необходимость тратить время на оформление документов. С учетом множества юридических лиц, подрядчиков, пограничных допусков и прочих особенностей это — огромная экономия временных ресурсов, высвобожденные месяцы человеко-часов.

8. Электронное обучение

Специалисты ООО "Содружество-Инфо" смогли самостоятельно организовать обучение сотрудников работе в системе за счет использования электронного обучающего курса "1С:ТОИР 2 КОРП Шаг за шагом". А для обучения работе с нетиповым функционалом, созданным под бизнес-требования ООО "Содружество-Инфо", специалисты "Деснол Софт" разработали инструкции.

Публикации о проекте

Дополнительная информация к описанию проекта

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1-я очередь

Сентябрь — декабрь 2019 г.

Этап 1.

  • Консалтинг.
  • Диагностический анализ и разработка функционально-технических требований к АСУ ТОиР с учетом перехода с "1С:ТОИР 1.3" на "1С:ТОИР 2 КОРП", расширения функционала и необходимости тиражирования.

Этап 2.

  • Разработка рабочего (полезного) прототипа АСУ ТОиР.
  • Перенос справочников из 1С:ТОИР версии 1.3 в "1С:ТОИР 2 КОРП".
  • Перевод конфигурации системы на английский язык для использования системы 1С:ТОИР 2 КОРП на производственных и логистических площадках холдинга за пределами РФ.
  • Создание механизма для перевода контента системы "1С:ТОИР 2 КОРП" с русского на английский язык.

2-я очередь

Январь 2020 — март 2021 года

Этап 3.

  • Интеграция с АСУ ТП.

Этап 4.

  • Паспортизация: обновление базы объектов ремонта, формирование иерархии "функциональных мест".
  • Формирование EWO-бланка расследования отказов оборудования.

Этап 5.

  • Проектирование блока "Планирование" с целью контроля доступности трудовых ресурсов для плановых и внеплановых ремонтных работ.
  • Перевод доработанного функционала на английский язык для использования системы 1С:ТОИР 2 КОРП на производственных и логистических площадках холдинга за пределами РФ.

В настоящее время специалисты ООО "Содружество-ИНФО" самостоятельно продолжают развивать систему управления ремонтами, реализуя интеграцию "1С:ТОИР 2 КОРП" с "1С:ЗУП" (для передачи информации по персоналу) и с "1С:ERP" (для использования блока МТО).


Результаты проекта

Общие результаты:

  1. Снижение потерь производства по причине внеплановых остановов.

  2. Предупреждение преждевременного износа и увеличение сроков службы активов.

  3. Оптимизация затрат на содержание активов при обеспечении качества и сроков работ.

  4. Повышение производительности оборудования и производительности труда обслуживающего персонала.

  5. Управление по экономическим показателям.

Результаты на уровне производственных площадок:

  1. 100% учет производственных активов, прозрачность расходов на содержание активов в разрезах подразделений, подрядчиков, ЦФО, статей бюджета и т.д.

  2. 100% охват документооборота бизнес-процессов ТОиР автоматизированной системой.

  3. Полная стандартизация норм труда технического обслуживающего персонала для управления трудовыми ресурсами.

  4. Стандартизация норм расхода материалов для ТОиР, нормативов неснижаемого эксплуатационного запаса материалов.

  5. Обеспечение непрерывного совершенствования на основе накопленных данных и их анализа.

  6. Обеспечение максимальной эффективности использования активов и требуемых показателей качества продукции.

Результаты на уровне служб и подразделений:

  1. Упреждение простоев и аварий.

  2. Поддержание эксплуатируемого оборудования в исправном состоянии.

  3. Оперативное бюджетирование ТОиР по видам работ и контроль над расходованием средств.
  4. Организация своевременного материально-технического обеспечения запасными частями и материалами для ТОиР.

Экономический эффект от внедрения

  • сокращение трудозатрат в подразделениях: 15%
  • снижение объемов материальных запасов: 20%
  • сокращение операционных и административных расходов: 10%
  • рост оборачиваемости складских запасов: 20%