Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
1 октября 2022 Статьи
В Тюменском государственном уни­вер­си­те­те был ав­то­ма­ти­зи­ро­ван про­цесс со­ста­вле­ния рас­пи­са­ния. Для ав­то­ма­ти­за­ции ис­поль­зо­ва­лась си­сте­ма «1С:Автоматизированное со­ста­вле­ние рас­пи­са­ния. Уни­вер­си­тет». Си­сте­ма «1С:Автоматизированное со­ста­вле­ние рас­пи­са­ния. Уни­вер­си­тет» ин­те­гри­ро­ва­на с уни­вер­си­тет­ской ин­фор­ма­ци­он­ной си­с­те­мой «1С:Университет ПРОФ», в ко­то­рую пе­ре­да­ют­ся не­об­хо­ди­мые для со­ста­вле­ния рас­пи­са­ния дан­ные, а так­же из­ме­нён­ные рас­пи­са­ния. Ра­зра­бо­та­ны спе­ци­аль­ные пе­чат­ные фор­мы, учи­ты­ва­ю­щие тон­ко­сти ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са уни­вер­си­те­та. В ре­зуль­та­те про­ек­та си­сте­ма­ти­зи­ро­ван про­цесс со­ста­вле­ния рас­пи­са­ния, при­мер­но вдвое со­кра­ще­ны тру­до­ём­кость со­ста­вле­ния рас­пи­са­ния, а так­же вне­се­ние из­ме­не­ний в рас­пи­са­ние. По­вы­си­лось ка­чес­тво рас­пи­са­ний.

Цели проекта:

  • систематизировать, упростить и ускорить процесс составления расписания;
  • повысить качество расписаний;
  • повысить эффективность использования аудиторного фонда.

Задачи:

  • провести доработку типовой системы «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет», разработать печатные формы;
  • настроить интеграцию с информационными системами университета и перенести данные;
  • ввести специализированную НСИ (сценарии, периоды планирования, типы помещений, здания).

Ситуация до старта проекта

В Тюменском государственном университет используется система «1С:Университет ПРОФ». В ней ведутся основные справочники, вводятся учебные планы и распределяется нагрузка. Составление основного расписания проводилось средствами MS Office с использованием общей таблицы. Резервирование помещений под расписание осуществлялось вручную. При использовании MS Office актуальные данные о распределённой нагрузке учитывали вручную, сложно было отследить коллизии по преподавателям. Это приводило к повышенной нагрузке на диспетчеров и ошибкам.


Архитектура решения и масштаб проекта

Для автоматизации составления расписания была выбрана система «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Система была интегрирована с существующими информационными системами университета (рис. 1):

  • «1С:Университет» (в части основных справочников, нагрузки);
  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» (в части информации об участии преподавателя в занятии);
  • личный кабинет преподавателя/студента (в части выгрузки расписания).

Интеграция между системами построена на базе корпоративной шины данных (ESB). Необходимые для составления расписания данные передаются из «1С:Университет ПРОФ» в «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Причём данные об изменении нагрузки передаются в режиме реального времени. Разработана подсистема регистрации данных и выгрузки данных из системы «1С:Университет» в корпоративную шину.

Система установлена на 45 рабочих местах: 15 диспетчеров, 10 сотрудников кадровов службы, 15 охранников, 5 сотрудников центра дистанционного образования. Другие показатели учебного процесса университета:

  • количество групп — 815;
  • количество занятий в неделю у группы (в среднем) — 17;
  • количество помещений — 450;
  • количество преподавателей — 845.

Особенности проекта:

  • интеграция с информационными системами университета с передачей в «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» изменённой нагрузки в режиме реального времени;
  • создание специальных печатных форм, учитывающих тонкости организации учебного процесса университета — разбиение на подгруппы, чётные/нечётные недели и прочее (пример печатной формы — на рис. 2).

Результаты проекта

  • Сокращение трудозатрат в подразделениях -  50%

  • Ускорение обработки заказов -  50%

Автоматизировано составление расписания, повышены эффективность и качество расписания. За счёт программного контроля при составлении расписании удалось исключить коллизии. Система обеспечила:

  • для руководства:
    • систематизацию процесса составления расписания;
    • оптимизацию использования аудиторного фонда;
  • для диспетчеров:
    • облегчение труда составления расписания за счёт автоматизации;
  • для преподавателей и студентов:
    • повышение качества расписания.