Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
4 декабря 2017 Статьи Архивный материал

В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (после внесения изменений Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ), с 1 июля 2017 года организации и большинство индивидуальных предпринимателей должны будут использовать только контрольно-кассовую технику нового поколения (онлайн-кассы). Особенность онлайн-касс в том, что вся информация о платежах передается через оператора фискальных данных в налоговую инспекцию.

Выполнение требований 54-ФЗ в медицинских организациях зачастую требует не просто установки кассы новой модели, а изменения принципов учета платных медицинских услуг:

• требуется при оплате в кассовом чеке отображать расшифровку платежа, то есть перечислять наименования всех оплаченных услуг;

• по желанию пациента медицинская организация обязана принять частичную предоплату за медицинские услуги;

• по желанию пациента медицинская организация обязана отправить чек по электронной почте или смс.

Линейка программных продуктов «1С:Медицина» включает в себя решения для комплексной автоматизации деятельности медицинских организаций «1С:Медицина. Поликлиника» (для амбулаторно-поли-клинических условий) и «1С:Медицина. Больница» (для амбулаторно-поликлинических условий, стационаров круглосуточного и дневного пребывания). Учет платных услуг реализован на основе методических подходов, используемых в «1С:Управление торговлей ред. 11».

Что можно оплачивать с помощью онлайн-касс?

В «1С:Медицина» можно оплачивать услуги, оказываемые физическим лицам (пациентами или их законными представителями) в амбулаторных и стационарных условиях оказания медицинской помощи:

1. отдельные медицинские и немедицинские услуги согласно прейскуранту платных услуг медицинской организации (только для амбулаторно-поликлинических условий);

2. план лечения, состоящий из медицинских услуг или стандартов медицинской помощи (нозологический прейскурант);

3. заказ-наряд (например, на изготовление зубных протезов).

Кассир в одном интерфейсе видит все неоплаченные услуги пациента. Пациент идентифицируется по ФИО, номеру счета или маршрутного листа, а также штрих-коду, нанесенного на любой документ пациента.

Когда можно оплачивать?

В «1С:Медицина» поддерживаются следующие схемы оплат:

1. Оплата по факту выполнения услуг (постоплата). Постоплата может выполняться непосредственно после выполнения услуг на основании бумажного счета или маршрутного листа. А в случае оказания услуг по договорам с оплатой по факту прием денежных средств в онлайн-кассе осуществляется на основании реестра оказанной медицинской помощи. Реестр может состоять из медицинских услуг или стандартов медицинской помощи (нозологический прейскурант).

2. Предварительная оплата за услуги (предоплата). Предоплата выполняется перед выполнением услуг на основании счета или маршрутного листа. Предоплата может выполняться как непосредственно перед оказанием услуг, так и за несколько дней. В этом случае может быть применена скидка.

3.  Частичная оплата (требование 54-ФЗ).

В медицинской организации могут использоваться одновременно разные схемы оплат. Например, стоматологическое подразделение работает по постоплате, а поликлиника работает по предоплате.

4.  Аванс по депозитному договору. В этом случае пациент вносит денежные средства на депозитный счет, с которого средства списываются при выполнении услуг.

Виды оплаты

В «1С:Медицина» поддерживаются следующие виды оплат:

• наличными (приходный кассовый ордер, чек фискального регистратора);

• платежной картой (эквайринг);

• банковский перевод;

• смешанная оплата:

» пример 1 - 40% платит пациент наличными, 60% - эквайринговой операцией,

» пример 2 - 70% платит пациент наличными, 30% - сторонняя организация посредством банковского перевода.

 

Скидки и бонусы

На рынке платных медицинских услуг высокая конкуренция, поэтому для привлечения пациентов медицинские организации активно применяют скидочные и бонусные программы. В «1С:Медицина» поддерживаются самые разнообразные виды скидок и бонусов:

• ручные скидки: фиксированные или произвольной суммой;

• фиксированные автоматические скидки по условиям предоставления:

• социальный статус (пенсионеры, учащиеся и т.д.);

• форма оплаты (наличные/эквайринг);

• разовый и накопленный объем продаж;

• за вхождения клиента в сегмент. Например, если клиент входит в сегмент «Постоянные клиенты».

• за время продажи. Например, с 8:00 до 10:00 по рабочим дням скидка на массаж.

• бонусные программы лояльности. Например, при оплате услуг общей суммой 10 000р начисляется 100 бонусов. Бонусы можно использовать для оплаты заказов.

• схемы автоматического начисления и списания бонусов. Например, начисление бонусов в день рождения клиента, 30% накопленных бонусов списывается через 1 месяц после последнего обращения по бонусной карте.

Отчеты

Регламентированные отчеты:

• КМ-6 «Справка отчет кассира-операциониста»;

• КМ-3 «Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам»;

• кассовая книга «Унифицированная форма №КО-4».

Управленческие отчеты (основные):

• «Выручка в АТТ» (сведения о поступивших и выбывших денежных средствах в кассах ККМ за период в разрезе исполнителей, услуг, причин возвратов);

• «Состояние расчетов с клиентами» (анализ текущей задолженности клиентов).

Возврат оплаты

Для возврата средств за выполненные услуги регистрируется заявка на возврат, где указываются причины возврата (например, претензия пациента по качеству обслуживания, ошибка оператора). В крупных медицинских организациях заявка на возврат может проходить процедуру согласования с ответственными лицами. Факт возврата денег фиксируется чеком на возврат, который также может быть отправлен пациенту по электронной почте или смс.

Поддержка других новых требований 54-ФЗ

В удаленных и труднодоступных местностях в населенных пунктах с численностью населения менее 10 000 чел. согласно 54-ФЗ разрешено не применять онлайн-кассы, но формировать чеки требуется в соответствии с правилами 54-ФЗ. Для выполнения этого требования в «1С:Медицина» можно использовать принтер чеков.

В «1С:Медицина» поддерживают онлайн-кассы 3-х производителей контрольно-кассовой техники: АТОЛ, Штрих-М, Эвотор.

Реализация медицинских услуг по ДМС

Среди коммерческой деятельности медицинских организаций существенная доля платных услуг оказывается по ДМС. Для автоматизации работы медицинских организаций по ДМС поддерживаются различные сценарии согласования выполнения услуг и взаиморасчетов за оказанную медицинскую помощь.

В договоре со страховщиком могут быть оговорены условия и ограничения на оказание услуг, такие как:

• ограничение по общей стоимости оказанных услуг, квота на сумму;

• ограничение по количеству оказанных услуг, квота на количество;

•указание необходимости согласования услуги перед ее выполнением.

В случае необходимости согласования услуг факт согласования страховщиком может быть проставлен одним из нескольких способов:

1. Согласование медицинских услуг по телефону:

• согласование на этапе заказа или назначения услуги;

• согласование услуг после их назначения специалистами отдела согласования медицинской организации.

2. Согласование медицинских услуг по электронной почте с последующей регистрацией гарантийного письма в «1С:Медицина» с указанием пациента, согласованных услуг и срока действия согласования.

Могут использоваться различные схемы в части оплаты услуг за оказанные услуги:

1. расчеты по фактически оказанному объему медицинской помощи;

2. фиксированные расчеты по страховым программам (страховщик оплачивает фиксированную сумму за каждого прикрепленного пациента вне зависимости от фактического объема оказанных услуг).

 

Медицинская организация

 

Страховщик

 

Список прикрепленных пациентов с доступными медицинскими программами

 

Гарантийные письма

Запрос на согласования выполнения медицинской услуги

 

 

Результат согласования выполнения медицинской услуги

Реестр оказанных медицинских услуг

 

 

Сведения о результатах экспертизы

Потоки данных по взаиморасчетам в сфере ДМС