Информационная система для мясокомбинатов: от теории к практике.

25 сентября 2013
Информационная система для мясокомбинатов: от теории к практике.

Источник: "Мясные технологии", №9 2013
Автор статьи: О.В.Васильева, Е.А.Кондратьева ООО «ВЦ Формула», г. Боровичи
Статья о продукте: 1С:Предприятие 8. Мясокомбинат

Сегодня уже никто не удивляется тому, что для решения определенного круга задач на предприятиях используются информационные системы, благодаря которым, сокращается время обработки информации, повышается достоверность и скорость получения необходимых данных собственниками и руководителями предприятия. Тоже можно сказать о перерабатывающих предприятиях мясной отрасли – на многих предприятиях используется много разных систем. Но зачастую, эти системы используются только для автоматизации деятельности служб и подразделений предприятий, отвечающих за ведение бухгалтерского и налогового учета, расчета заработной платы, иногда кадровиков. А то, что касается автоматизации учета на производстве - не автоматизировано на должном уровне. Все виды учета ведутся отдельно друг от друга, отсутствует единая система общего финансового и производственного учета на предприятии, отсутствует или затруднен учет потерь на охлаждение мяса и колбасных изделий, учет изменений веса при заморозке /дефростации мяса, отсутствует учет потерь на транспортировку мясной продукции, потерь при обвалке и жиловке и т.д. Как следствие, невозможно провести полноценный план-фактный анализ расходов на основное сырье и вспомогательные материалы, выявить и понять причины отклонения качества готовой продукции, определить места возникновения сбоев производственных процессов.

С другой стороны, очень объемная нормативно – справочная информация, такая как: нормативы по первичной переработке скота, разделке туш, различные нормативные показатели (нормы потерь при охлаждении, дефростации и.т.п., данные по срокам годности, условиям хранения, сертификации выпускаемой продукции), большое количество рецептур выпускаемой продукции, усложняет процесс учета.

Современному руководителю необходима оперативная информация и данные о различных аспектах деятельности его предприятия, которые он мог бы видеть в «одном месте».

Системы, о которых мы говорили выше, чаще всего являются «типовыми» и предназначены для решения какого-то конкретного вида задач, например, бухгалтерских, складских и т.д. У таких систем есть свои плюсы и минусы. Плюсом является их невысокая стоимость за счет возможности использования, как правило, на предприятиях схожих видов деятельности различных отраслей. Минусом является, конечно, то, что не учитывается отраслевая специфика. Для того, чтобы доработать типовую учетную систему, например, под «мясную» специфику, требуются большие финансовые и человеческие ресурсы, а так как результат не всегда «предсказуем», то топ-менеджмент не всегда готов идти на такие расходы.

С 2006 года на рынке информационных систем есть отраслевые решения, разработанные фирмой «1С» для автоматизации управления и учета на предприятиях различных видов деятельности и различных отраслей. Есть такое решение и для «мясных» предприятий – «1С:Мясокомбинат».

«1С:Мясокомбинат» является комплексным прикладным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на предприятиях мясной промышленности, занимающихся заготовительной и перерабатывающей деятельностью. При создании решения учтены требования отраслевых стандартов, нормативных документов к технологии мясопереработки и оценке качества сырья.

Для управления заготовительной и убойной деятельностью при автоматизации учета, предусмотрена возможность вести взаиморасчеты с поставщиками скота по результатам убоя по «живому» весу и по «убойному», а с поставщиками мясного сырья по результатам контрольной жиловки, всё движение сырья можно проследить до партии закупа, реализована возможность отражать учет веткофиската и зачисток, оприходовать субпродукты от убоя и автоматизировать учет вспомогательных производств: обработка шкур, кишсырье, вытопка жира – вот та немногая «отраслевая» специфика, реализованная в решении.

Все операции в ходе производственного процесса отражаются соответствующими электронными документами в базе данных. Производится полное документальное оформление первичных документов: накладные на прием скота, отвес накладные, приемные квитанции на скот и.т.п. При этом существует возможность учета в двух независимых единицах измерения: весовом и штучном, например, в килограммах и полутушах (или штуках для готовой продукции).

Для контроля за производственной деятельностью предоставляется возможность при необходимости вести учет на каждом переделе с расчетом оперативной производственной себестоимости, учитывать потери при дефростации сырья и при выпуске полуфабрикатов и готовой продукции, за счет фиксации взвешивания при любой технологической операции. Контроль потерь продукции на рамах на участке термообработки реализован в возможности учета рам до и после операции.

Как сделать, чтобы программа заработала?

Надо помнить, что только установки информационной системы на рабочие места бывает недостаточно для полноценного запуска программы в эксплуатацию. Несмотря на то, что все предприятия мясоперерабатывающей промышленности имеют общие отраслевые признаки, документооборот и бизнес-процессы у всех построены по-разному.

Чтобы отдача от программы была максимальной, необходимо не только выбрать и приобрести программу, но и грамотно провести ее внедрение. Для выполнения данной задачи нужна команда высококлассных специалистов, имеющих опыт внедрения и разработки отраслевых решений на платформе 1С.

Перед запуском проекта внедрения делается аудит используемых информационных систем автоматизации на предприятии. Представители Заказчика рассказывают о недостатках существующей системы автоматизации, об участках ручного учета, о том какие возможности старой системы хотелось бы сохранить. Обсуждаются и согласовываются задачи, решаемые при автоматизации. С руководством предприятия определяется приемлемый бюджет и сроки проекта по переходу на новую систему автоматизации. На выбранном программном решении моделируется сквозной пример на учетных данных заказчика. В процессе моделирования более подробно выясняется структура документооборота, особенности бизнес процессов предприятия.

Важно отметить, что именно на этапе моделирования определяется количество автоматизированных рабочих мест, расположение весового оборудования. Детализация учета должна соответствовать приемлемой трудоемкости, наличию требуемых ресурсов. Здесь важно найти компромисс, чтобы учет в результате получился подробным и достоверным.

После согласований и уточнений обеими сторонами деталей автоматизации можно переходить к внедрению системы. Если на этапе моделирования определена необходимость доработки, то разрабатывается техническое задание, и производится доработка системы. Параллельно в процессе внедрения происходит документирование проекта, разработка пользовательских инструкций и подготовка пользователей к работе.

После внедрения системы начинается этап опытной эксплуатации. Это достаточно сложный период для пользователей: появляются новые обязанности, в связи с расширением функциональных возможностей автоматизации, большой объем ввода данных, часто дублирование данных в двух программах (новой и старой), привыкание к новой системе автоматизации. На данном этапе проводится окончательная проверка работоспособности системы перед сдачей в промышленную эксплуатацию.

Пройдя всю процедуру внедрения поэтапно, предприятие получает работающую информационную систему и, как следствие, большие преимущества на рынке.