Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
7 июля 2011 Статьи Архивный материал

Минусинский пивоваренный завод (г. Минусинск) основан в 1896 г. и является одним из старейших предприятий пищевой промышленности Красноярского края. В настоящее время завод производит пиво и безалкогольные напитки. Предприятие реализует продукцию оптом, а также в розницу через собственную сеть розничных магазинов. Система менеджмента качества на заводе сертифицирована по ISO 9001. Продукция завода получила на многочисленных выставках и ярмарках более 40 дипломов и медалей. География продаж ООО «Минусинский пивоваренный завод» охватывает весь Красноярский край, а также Туву и Хакасию.

 

Информационная система, которая ранее использовалась на предприятии, позволяла вести бухгалтерский учет основных хозяйственных операций. В то же время такие важные задачи и участки учета, как суммовой учет розничных продаж, налоговый учет, учет НДС и акцизов, расчет себестоимости, оперативный складской учет, а также получение аналитической отчетности для руководства по продажам и складу были автоматизированы лишь частично или не автоматизированы вовсе. В связи с этим руководством предприятия было принято решение о старте нового проекта автоматизации финансово-хозяйственной деятельности на основе программного продукта «1С:Бухгалтерия 8» на платформе «1С:Предприятие 8».

 

В качестве партнера по внедрению новой автоматизированной системы была выбрана компания «Катран ПСК» (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Красноярск), которая предложила не только оптимальный бюджет и срок внедрения, но и прозрачную технологию, обеспечивающую минимизацию проектных рисков.

 

Приоритетными задачами проекта являлись автоматизация бухгалтерского учета с отражением отраслевой специфики предприятия, автоматизация налогового учета, включая расчет акцизов, поддержка оперативного учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на складах предприятия, а также автоматическое формирование управленческой отчетности.

 

Рассмотрим реализацию данных задач более подробно.

 

Автоматизация бухгалтерского учета

 

Одной из главных проблем для реализации бухгалтерского учета в автоматизированной системе были жесткие требования к оперативной оценке выпущенной продукции на складах.

 

Для решения данной задачи была разработана и реализована в системе методика учета выпуска и перемещения готовой продукции, а также полуфабрикатов по плановым ценам. В соответствии с методикой выпуск продукции регистрируется по плановым ценам, заданным экономическим отделом предприятия, на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Все фактические отклонения от плановой цены автоматически списываются при расчете себестоимости в себестоимость продаж.

 

Реализованная методика учета готовой продукции позволяет использовать суммовые оценки во всех первичных печатных формах. Это в свою очередь позволяет в любой момент сформировать суммовую оценку остатков на складах готовой продукции. Данное решение облегчило оценку стоимости в ходе проведения инвентаризаций готовой продукции, а также выявление излишков и недостач.

 

Кроме того, для исключения рутинной работы и повышения эффективности деятельности бухгалтерской службы был автоматизирован суммовой учет в розничных магазинах предприятия с применением счета 42 «Торговая наценка». В системе предусмотрена возможность формирования справки-расчета, которая подтверждает корректность произведенных расчетов.

 

Для печати удостоверений качества применяется методика учета выпуска и реализации готовой продукции по партиям выпуска. Таким образом, предприятие получило новый инструмент складской логистики, позволяющий управлять сбытом продукции исходя из срока ее годности.

 

Автоматизация налогового учета

 

Ключевой особенностью автоматизации налогового учета являлась необходимость в автоматическом расчете акцизов. Расчет акциза и отражение его в учете выполняются автоматически при регистрации документов реализации, а также при регистрации документов перемещения – в случае передачи готовой продукции в розничные магазины предприятия. Обеспечен вывод сумм акциза в счета-фактуры. Для проверки корректности автоматического расчета и начисления акциза к уплате используются специализированные отчеты.

 

Данная методика расчета акциза позволила полностью исключить ошибки в расчете и снизить трудоемкость работы на данном участке более чем вдвое.

 

Кроме того, важной проблемой являлась проверка корректности формирования счетов-фактур на аванс. Для облегчения этой задачи в системе предусмотрен специальный инструмент, который позволяет сверить обороты по бухгалтерским счетам и вывести расхождения.

 

В результате автоматизации налогового учета произошло существенное снижение трудозатрат, необходимых для ведения налогового учета. Теперь работа по расчету и начислению НДС, акциза и налога на прибыль с формированием и проверкой деклараций требует от главного бухгалтера в совокупности не более 8 часов.

 

Поддержка оперативного учета

 

Одной из важнейших задач проекта явилась поддержка оперативного учета ТМЦ на складах предприятия. Для реализации этой задачи на предприятии была изменена схема распределения ответственности за ввод документов по принципу «ввод информации в систему выполняет тот сотрудник, который отвечает за эту информацию». К системе были подключены такие подразделения, как склад тары, склад готовой продукции, центральный склад сырья и отдел сбыта. Для обеспечения сотрудников данных подразделений оперативной информацией о складских остатках в состав системы включен комплект специфических управленческих отчетов. В комплект входят ведомость по ф. МХ-19, карточка по ф. М-17, ведомость по таре, отчет по партиям товаров на складах, ведомость по остаткам, а также дневной отчет по таре.

 

Для удобства учета готовой продукции складской учет ведется в единицах отгрузки. С целью облегчения ввода информации и минимизации ошибок была выполнена оптимизация документов на реализацию и перемещение. В результате для ввода документа на реализацию, табличная часть которого содержит 60 строк, сотруднику отдела сбыта необходимо чуть более минуты.

 

Автоматизация оперативного учета тары и материалов обеспечивает прозрачность движения ТМЦ для руководства и сокращение объема работы для бухгалтеров по материальной части. Теперь руководитель предприятия, утверждающий лимитно-заборные карты, может в любой момент контролировать движение ТМЦ по материальноответственным лицам.

 

Управленческая отчетность

 

В рамках проекта требовалось обеспечить формирование управленческой отчетности на участках учета материальных запасов, денежных средств, производства, продаж, а также учета задолженности. При этом необходимо было обеспечить не только оперативность получения отчетности, но и ее качество, поскольку основными пользователями данных отчетов являются финансовый, коммерческий и генеральный директора. Для выполнения указанной задачи в состав системы были включены комплекты дополнительных отчетов.

 

Так, для контроля денежных средств предназначен «Отчет по фактическому исполнению плана движения денежных средств». В данном отчете представлены данные о движении наличных и безналичных денежных средств в разрезе контрагентов, статей и первичных документов с выводом оснований для платежа.

 

Отчеты по калькуляции готовой продукции, сводки по выпуску продукции, позволяющие оценить объем выпуска в декалитрах и плановых ценах, а также ведомости по распределению затрат используются для управления производством.

 

Для контроля сбытовых процессов предназначены отчеты-сводки по оптовым и розничным продажам. Эти отчеты позволяют оценить динамику сбыта по видам номенклатуры, ассортименту с показателями в различных единицах измерения.

 

С помощью соответствующих отчетов также можно проконтролировать кредиторскую и дебиторскую задолженность предприятия. Дополнительно эти отчеты позволяют выводить «свернутую» задолженность, без авансов, с возможностью сортировки по сумме – от крупных дебиторов к более мелким.

 

Наличие управленческих отчетов по всем основным контурам учета в совокупности с оперативным отражением в системе фактов хозяйственной деятельности является действенным инструментом руководителей предприятия для оперативного получения необходимой информации, анализа финансового состояния предприятия и принятия управленческих решений.

 

С. БИРЮКОВ

1С:Франчайзи «Катран ПСК»

Контактный телефон (391)241-57-83