Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
23 декабря 2010 Статьи Архивный материал

Компания ОАО «РусГидро» была создана 26 декабря 2004 г. в рамках государственной программы по реформированию электроэнергетики. В процессе реорганизации в январе 2008 г. к компании были присоединены 20 акционерных обществ, преобразованных в филиалы.

 

Основной вид деятельности «РусГидро» – производство электроэнергии, в том числе на базе возобновляемых источников: водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии. Сегодня «РусГидро» является крупнейшей российской генерирующей компанией, а также второй в мире среди гидрогенерирующих компаний по установленной мощности. В настоящее время на предприятиях компании работает более 5500 человек.

 

В связи с присоединением филиалов в компании стала актуальной задача по созданию единой информационной системы для организации корпоративного учета и финансово-экономического управления. Предполагалось, что новая информационная система позволит получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений как на уровне отдельных структурных подразделений, так и на уровне компании в целом.

 

В системе необходимо было реализовать автоматический расчет себестоимости, параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета, а также предусмотреть формирование функциональных бюджетов, их консолидацию, отражение ожидаемых фактических данных, оперативный контроль за исполнением бюджетов с возможностью перераспределения средств между подразделениями, работами и статьями бюджета. Одним из основных требований к автоматизированной системе являлась поддержка единых стандартов и принципов корпоративного учета, финансово-экономического управления, а также составления отчетности. Срок подготовки отчетности при этом предполагалось значительно снизить за счет ускорения процесса сбора и подготовки информации. Еще одним немаловажным требованием к системе являлось повышение качества подготовки отчетности. Соответствие этому требованию должно было способствовать повышению доверия к отчетности со стороны аудиторов, акционеров, портфельных инвесторов и держателей облигаций.

 

Таким образом, компании требовался мощный инструмент, который позволяет обрабатывать в автоматическом режиме большие объемы информации, освобождая при этом ключевых специалистов от рутинной технической работы.

 

По ряду причин, в число которых входят гибкость и масштабируемость программного продукта, а также поддержка национальных стандартов ведения бухгалтерского и налогового учета, в качестве основы для разработки информационной системы был выбран программный продукт «1С:Управление производственным предприятием 8» на платформе «1С:Предприятие 8».

 

Исполнителем работ по проекту автоматизации по результатам тендера была выбрана компания «1С:Автоматизация» (1С:Франчайзи, г. Москва), имеющая опыт реализации аналогичных проектов в энергетической отрасли.

 

Этапы проекта автоматизации

 

На первом этапе специалисты подрядчика, «РусГидро» и привлеченных консалтинговых компаний совместно провели детальный анализ методик ведения регламентированного учета и бюджетирования в компании «РусГидро» и выявили необходимость в их доработке. Так, требовалось расширить аналитику, сформировать дополнительные классификаторы, а также разработать универсальные формы документов и отчетов. После этого специалистами подрядчика на основе решения «1С:Управление производственным предприятием 8» в рамках требований и в соответствии со стандартами заказчика были разработаны подсистемы «Корпоративный учет и отчетность» и «Поддержка процессов планирования».

 

В состав подсистемы «Корпоративный учет и отчетность» включены механизмы для ведения регламентированного учета на предприятиях группы, для автоматизированного ведения параллельного налогового учета и формирования налоговой отчетности, а также для учета отложенных активов и обязательств с формированием постоянных и временных разниц.

 

Подсистема «Поддержка процессов планирования» содержит инструменты для бюджетного управления, которые позволяют автоматизировать пошаговое планирование, а также формирование и согласование бюджетов. Кроме того, возможности этой подсистемы позволяют оперативно отражать и контролировать фактическое исполнение планов, начиная с момента формирования резервов закупок и платежей и заканчивая отражением фактических операций в бухгалтерском учете.

 

Для взаимодействия обеих подсистем предусмотрен гибкий механизм настройки процессов трансформации данных из регламентированного учета в подсистему, которая поддерживает процессы планирования. При этом для обеспечения сопоставимости учетных данных реализовано максимальное соответствие структуры плана счетов бюджетирования плану счетов бухгалтерского учета.

 

Параллельно с разработкой указанных подсистем выполнялось плотное внедрение системы по мере ее готовности на пяти объектах ОАО «РусГидро». В процессе пилотного внедрения были выявлены дополнительные требования к системе, отработаны процедуры ее внедрения, а также определен перечень рисков, возможных при тиражировании системы.

 

После присоединения к компании 20 акционерных обществ (филиалов) было принято решение о тиражировании системы во всех создаваемых филиалах с целью включения их в единое информационное пространство. Работы по тиражированию продолжались в течение года. По их окончании 20 филиалов компании на территории России и исполнительный аппарат компании в Москве работают в едином информационном пространстве. Одновременно с тиражированием было выполнено расширение функциональных возможностей системы с учетом результатов пилотного внедрения, а также изменений в бизнес-процессах компании, которые выявились на завершающем этапе реорганизации.

 

В рамках проекта разработчики и консультанты компании «1С:Автоматизация» выполнили развертывание программного продукта на серверах заказчика, настроили обмен данными между информационными базами филиалов и исполнительного аппарата, провели обучение пользователей. В ходе проекта созданы регламенты штатного и аварийного обслуживания системы, а также закрытия месяца. Кроме того, разработаны регламенты проведения аудита и выверки данных на предмет типовых ошибок закрытия периодов.

 

Отдельно отметим эффективную организацию поддержки пользователей. Для поддержки пользователей на «Саяно-Шушенской ГЭС им. П. С. Непорожнего», которая является филиалом ОАО «РусГидро», был создан Единый центр компетенций. Специалисты Центра получают вопросы по работе с системой от конечных пользователей и отвечают на них, опираясь на информацию в инструктивных материалах, а также на собственные знания и опыт. В случае, если специалисты центра затрудняются с ответом, полученный вопрос направляется консультантам подрядчика. Такая организация работы обеспечила быстрое реагирование на вопросы пользователей, способствовала значительной экономии времени на их обработку, а также исключила случаи дублирования вопросов подрядчику.

 

Сегодня с помощью Единого центра компетенций сотрудники «РусГидро» решают не только задачи, которые касаются работы с информационной системой, но и множество других задач в своей текущей деятельности.

 

Результат автоматизации

 

Все задачи проекта автоматизации были решены, автоматизировано более 1300 рабочих мест. В системе регистрируется более 250 000 хозяйственных операций в месяц. После успешного завершения проекта руководство компании ОАО «РусГидро» получило единую информационную систему корпоративного учета, отчетности и финансово-экономического управления, которая позволяет за счет реализованного универсального механизма обмена и синхронизации данных консолидировать плановую и учетную информацию исполнительного аппарата и 20 филиалов, расположенных в различных регионах России.

 

В настоящее время информационная система эксплуатируется на предприятиях ОАО «РусГидро» в рабочем режиме и вместе с тем находится в процессе развития, обусловленном новыми потребностями, связанными с изменениями в системе управления компании.

 

Е. САВЧЕНКО

1С:Франчайзи «1С:АвтоматизациЯ»

Контактный телефон (495) 956-26-47