«1С:УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ 8» РЕДАКЦИЯ 11 – НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ «1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.2» (Продолжение)

11 ноября 2010
«1С:УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ 8» РЕДАКЦИЯ 11 – НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПЛАТФОРМЕ «1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.2» (Продолжение)

Источник: «Финансовая газета» № 46, ноябрь, 2010 г.
Статья о продукте: 1С:Управление торговлей 8

(Продолжение. Начало см. в № 34-45)

 

Управление взаиморасчетами

 

Оценка состояния взаимных обязательств торгового предприятия, а также клиентов и поставщиков выполняется в подсистеме «Управление взаиморасчетами».

 

В зависимости от момента появления обязательств торгового предприятия по отношению к поставщикам и покупателям его задолженность можно подразделить на фактическую и планируемую.

 

Изменение величины фактической задолженности происходит в момент передачи права собственности на товары, а также в момент получения одной из сторон денежных средств.

 

При продаже товаров клиенту фактическая задолженность рассчитывается при регистрации следующих фактов – отгрузка покупателю товаров, получение от него оплаты, возврат товаров от покупателя. Аналогично изменение фактической задолженности при работе с поставщиком происходит при регистрации поступления товаров, оплаты поставщику и возврата ему товаров. Данные о фактической задолженности система позволяет получить в любой момент.

 

Под планируемой понимается задолженность, которая появится в будущем в том случае, если стороны будут выполнять свои обязательства в соответствии с какими-либо планами оплаты и отгрузки.

 

Предположим, что предприятие использует в своей деятельности заказы клиентов и заказы поставщикам. В момент оформления заказа клиента товары еще не отгружены и оплата за них не получена, поэтому фактическая задолженность по заказу отсутствует. В то же время для этого заказа можно предусмотреть, например, два этапа оплаты— предоплату (до отгрузки) 50% и кредит (после отгрузки) 50%. Если при наступлении даты предоплаты покупатель выполнит свои обязательства, то можно планировать появление у предприятия задолженности перед клиентом на определенную дату. Дата погашения кредита после отгрузки также указана в заказе клиента, поэтому можно планировать уменьшение задолженности предприятия на сумму предполагаемой отгрузки, а также увеличение задолженности клиента на сумму товаров, отгруженных в кредит.

 

Аналогичным образом даты оплаты и поступления товаров, а также соответствующие суммы указываются в заказах поставщикам и могут служить основанием для планирования движения задолженности поставщиков и торгового предприятия.

 

Заметим, что на предприятии может быть принято решение не использовать заказы клиентов и/или заказы поставщикам. В этом случае прогнозировать движение фактической задолженности можно на основании планируемых дат оплаты и сумм, указанных в документах реализации и поступления товаров.

 

Таким образом, данные о движении планируемой задолженности присутствуют в системе всегда независимо от того, использует ли предприятие заказы или ограничивается только документами поступления и реализации.

 

Полное или частичное невыполнение на заданную дату запланированной отгрузки или оплаты приводит к появлению просроченной задолженности. Другими словами, просроченная задолженность образуется при фактическом неисполнении запланированных обязательств.

 

Рассмотрим на примере появление задолженности разных видов. Предположим, 1 октября предприятие отгрузило клиенту товары на сумму 12 000 руб. При этом клиент обязался оплатить их в два этапа: 7 октября — 8000 руб., а 14 октября — оставшиеся 4000 руб. Следовательно, 1 октября, после отгрузки товаров, у клиента появилась фактическая задолженность перед предприятием в размере 12 000 руб., просроченная задолженность клиента на данный момент отсутствует. Первую оплату клиент произвел только 11 октября в сумме 6000 руб. Таким образом, 7 октября у клиента появилась просроченная задолженность в размере 8000 руб., которая 11 октября уменьшилась до 2000 руб. Фактическая задолженность клиента 11 октября также уменьшилась и составила 6000 руб. и т.д.

 

Средства прикладного решения «1С:Управление торговлей 8» ред. 11 позволяют получить необходимую информацию о взаиморасчетах и проанализировать фактическую, планируемую и просроченную задолженность торгового предприятия, а также клиентов и поставщиков.

 

Детализация взаиморасчетов

 

Информация о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками отражается в системе в разрезе партнеров, контрагентов, организаций, валюты расчетов и расчетных документов – «Реализация товаров и услуг», «Поступление товаров и услуг» и т.д.   В случае если предприятие использует заказы, то информация о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками отражается также в разрезе заказов клиентов и заказов поставщику.

 

Следует отметить, что понятие «Партнер» в прикладном решении применяется к покупателям, поставщикам, а также физическим лицам и относится к области управленческого учета, понятие «Контрагент» — к юридическим лицам партнеров и принадлежит области регламентированного учета. Например, в корпорацию «Мебельная фабрика», которая является партнером, могут входить два юридических лица — салон «Вся мебель» и магазин «Кухонная мебель», которые в программе относятся к контрагентам. Аналогично «Организация» является одним из юридических лиц торгового предприятия.

 

Прикладное решение обеспечивает оперативное получение информации о взаиморасчетах с детализацией, указанной выше.

 

Оперативный анализ взаиморасчетов

 

Информацию о состоянии взаиморасчетов с клиентами на текущую дату можно получить с помощью отчета «Состояние расчетов с клиентами». В отчете представлены данные о фактической, планируемой и просроченной задолженности как клиентов по оплате, так и торгового предприятия по отгрузке. Аналогичный отчет предназначен для получения информации о состоянии взаиморасчетов с поставщиками на текущую дату. Заметим, что информация о глубине просроченной задолженности, т.е. о количестве дней, на которое просрочена оплата или отгрузка, в этих отчетах отсутствует.

 

Отчет «Расчеты с партнерами» позволяет получить информацию о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками в отличие от рассмотренных отчетов не на текущую дату, а в выбранном периоде. В отчете представлены данные о фактической задолженности на начало и конец периода, а также о ее изменении за этот период. Предусмотрены варианты формирования отчета, которые позволяют получить информацию о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками по отдельности.

 

Для более детального анализа взаиморасчетов с клиентами в прикладном решении предназначен отчет «Карточка расчетов с клиентами», содержащий информацию о состоянии задолженности клиента и предприятия после регистрации каждого документа. Данный отчет позволяет последовательно, по этапам, контролировать формирование итоговой задолженности клиента или предприятия на текущую дату. Его удобно использовать, например, для сверки взаиморасчетов с клиентом.

 

Получить информацию о просроченной задолженности клиентов и предприятия можно с помощью отчета «Анализ расчетов с клиентами». Для каждой суммы задолженности в отчете представлена информация о дате платежа, относительно которой рассчитывается глубина просрочки. Прикладное решение позволяет классифицировать глубину просрочки по заданным произвольным интервалам, например «от 1 до 4 дней», «от 5 до 15 дней» и т.д., и представить эти данные в отчете.

 

На основе анализа информации о просроченной задолженности может быть принято решение об активизации работы с клиентами-должниками, о запрете отгрузки клиентам, имеющим большую просроченную задолженность, и т.д.

 

Взаимозачет и списание задолженности

 

В некоторых ситуациях у торгового предприятия может появиться потребность в выполнении взаимозачета. Так, взаимозачет может понадобиться при оформлении товарообменных операций. Кроме того, по просьбе поставщика в счет задолженности за товары, которые он поставил предприятию, возможно, потребуется оплатить оказанные ему услуги. Иногда необходимо выполнить взаимозачет между юридическими лицами одного партнера.

 

В прикладном решении предусмотрено оформление операции взаимозачета.

Для случаев, в которых текущая задолженность по взаиморасчетам с большой долей вероятности никогда не будет погашена, реализовано оформление операций по списанию задолженности. Списывать можно как дебиторскую, так и кредиторскую задолженность. В зависимости от вида задолженности выбирается статья расхода или дохода, на которую относится списанная задолженность.

 

(Окончание следует)

 

И. СИДОРОВ

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57