Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
10 декабря 2009 Статьи Архивный материал

Оперативный учет товаров в аптеке имеет ряд особенностей. К основным из них относятся требования, которые предъявляет к торговле лекарственными препаратами действующее законодательство. Это, например, величина максимальной торговой наценки на лекарства, которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, контроль срока годности препаратов, выявление и снятие с продажи контрафактных лекарств и т.д. Ассортимент товаров в аптеках довольно большой, и это сопряжено с определенными трудностями при реализации перечисленных задач.

 

Для решения задачи по увеличению прибыли требуются сокращение издержек, оптимизация складских запасов, увеличение товарооборота, повышение эффективности работы сотрудников и др.

 

Оптимизация складских запасов

 

Одним из наиболее действенных способов оптимизации складских запасов является их сокращение до определенного уровня. Чтобы определить этот уровень и поддерживать его в дальнейшем, необходимо иметь возможность анализировать потребности аптеки в каждом товаре и учитывать результаты этого анализа при заказе поставщикам. При определении потребности в товарах следует учитывать и величину их остатков на складе, и сезонные изменения спроса. Учет заказанного поставщику и уже отгруженного товара, который находится «в пути», также способствует повышению точности оценки потребности в товаре.

 

Оптимизация складских запасов позволяет высвободить дополнительные оборотные средства, которые можно направить, например, на расширение ассортимента. В то же время без использования средств автоматизации оптимизация складских запасов в аптеке, работающей с большим ассортиментом товаров, является довольно трудоемкой задачей.

 

Контроль срока годности

 

Для отслеживания срока годности лекарственных препаратов требуются большие трудозатраты. Использование для решения данной задачи автоматизированной системы позволяет выявить партии препаратов с критическим сроком годности. Далее эти партии можно реализовать в первую очередь, а также назначить на них скидки.

 

Увеличение товарооборота

 

Добиться увеличения оборота аптека может разными способами, например путем оптимизации ассортимента, привлечения новых и удержания постоянных покупателей. Кроме того, хороший результат дает увеличение пропускной способности аптеки и оперативное управление ценообразованием.

 

Для привлечения новых покупателей можно разместить информацию о товарах аптеки в справочных службах, а для удержания постоянных покупателей использовать различные дисконтные карты, отличающиеся значением скидки, а также накопительные карты. Автоматизированный анализ продаж, при которых были использованы карты, позволяет определить наиболее эффективную дисконтную программу для района, в котором находится аптека, и далее развивать именно ее.

 

Увеличение в несколько раз пропускной способности аптеки, а также исключение возможных ошибок обеспечивают автоматизация рабочих мест кассиров и применение сканеров штрихкода.

 

Значительных трудозатрат сотрудников аптеки требуют операции оперативного учета. В их число входит оформление поступления товара, назначение цен на товары, оформление ценников, инвентаризация и т.д. Использование автоматизированной системы позволяет существенно сократить трудозатраты при оформлении данных операций и избежать ошибок, возможных при учете вручную.

 

Для ускорения приемки поступивших товаров можно применить, например, загрузку накладных в электронном виде. Это дает возможность практически мгновенно вводить в информационную систему данные о приходе товара.

 

Автоматизация ценообразования позволяет контролировать уровень наценки в случаях, установленных законодательством, а также назначать наценку на остальные товары с учетом спроса и других факторов. Ускорению и облегчению процесса инвентаризации способствует использование терминалов сбора данных.

 

Для решения перечисленных, а также ряда других задач сотрудники компании «Гэрэт Ай Ти» (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) разработали прикладное решение «Гэрэт: Аптека 5» на платформе «1С:Предприятие 8», которое является дополнением к типовому прикладному решению «1С:Управление торговлей 8» и обладает всеми его возможностями. Рассмотрим некоторые особенности данного программного продукта.

 

Особенности программы

 

В программе наряду с традиционным вводом документов поставщиков предусмотрена загрузка накладных в электронном виде.

 

Учет товаров реализован в разрезе серий, что позволяет в дальнейшем отслеживать срок годности товаров, анализировать серии товаров, реализация которых запрещена по результатам государственной экспертизы, а также контролировать соответствие розничных цен действующему законодательству.

 

Программа содержит гибкую систему ценообразования. Формирование розничных цен на поступившие товары выполняется автоматически в соответствии с заданными правилами. Для разных товаров можно использовать разные правила ценообразования. Величину наценки можно задать процентом или суммой, а также возможно задание рекомендованной цены. Программа позволяет установить максимальный и минимальный процент наценки. Это гарантирует, что процент наценки будет находиться в заданном диапазоне.

 

Реализован специальный механизм флуктуации, который обеспечивает постоянство розничных цен при незначительных колебаниях закупочных и может способствовать повышению лояльности покупателей.

 

Для получения информации о лекарственных препаратах и ценах на них покупатели часто обращаются в специализированные справочные службы. В программе предусмотрены специальные средства для подготовки данных о наличии товаров и ценах на них для отправки в эти службы.

 

Для сокращения запасов товаров автоматически формируется таблица потребности в них исходя из средней скорости реализации каждого товара, при этом учитываются минимальные остатки и предыдущие заказы поставщикам. Информацию о потребности в товарах можно в дальнейшем консолидировать в одном заказе или распределить по поставщикам с учетом их цен.

 

Возможности программы для анализа продаж позволяют получить информацию о прибыли/убытке, полученных при реализации как отдельного товара, так и группы товаров, и вовремя принять обоснованные управленческие решения.

 

Решение «Гэрэт: Аптека 5» было успешно внедрено в более чем 30 аптеках России. После внедрения автоматизированной системы в ООО «Аптека» (г. Санкт-Петербург) выручка предприятия выросла в 1,8 раза, при этом ассортимент товаров увеличился с 3 до 6 тыс. позиций. Товарный запас компании теперь не превышает объем трехнедельного товарооборота. Процессы оприходования товаров и их маркировки ускорились в несколько раз. Повысилась производительность труда сотрудников предприятия.

 

Для работы с программой «Гэрэт: Аптека 5» необходимо наличие типового прикладного решения «1С:Управление торговлей 8».

 

Решение «Гэрэт: Аптека 5» получило от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие».

 

Д. ПИРОГОВ

1С:Франчайзи «Гэрэт Ай Ти»

Контактный телефон (812) 380-82-19