«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» В ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

20 августа 2009
«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» В ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ

Источник: «Финансовая газета» № 34, август, 2009 г.

Проблема, связанная с организацией единой учетной системы и превращением ее в эффективный инструмент управления, актуальна для многих российских холдингов, под управлением которых находятся предприятия, разнородные по видам деятельности, размерам и структуре.

 

Данная проблема стала актуальной и для руководства «Группы Е4», инжиниринговой компании, специализирующейся на строительстве объектов тепловой и атомной энергетики и предлагающей современные инжиниринговые решения для других отраслей, в том числе для химической и нефтегазовой, металлургии, жилищно-коммунального хозяйства и государственного сектора. В настоящее время предприятиями группы выполнено более 500 проектов в 23 странах мира на 3 континентах.

 

С точки зрения структуры управления «Группа Е4» представляет собой вертикально-интегрированный холдинг, объединяющий 15 предприятий, которые обеспечивают выполнение строительных проектов «под ключ». Общая численность персонала более 20 000 человек.

 

Предпосылки проекта автоматизации

 

Полагая построение прозрачной системы учета и контроля в масштабной и сложной структуре вопросом жизненной необходимости, в середине 2008 г. руководство холдинга приняло решение о запуске внутреннего проекта по автоматизации учета предприятий группы.

 

На момент старта проекта бизнес-единицы холдинга пользовались разнородными информационными системами, зачастую разработанными собственными ИТ-подразделениями. В методиках ведения учета бизнес-единиц также наблюдались существенные различия. В таких условиях формирование консолидированной отчетности и получение оперативной управленческой информации было сопряжено с большими техническими трудностями и риском искажения данных.

 

Для выполнения проекта были приглашены внедренческая компания «Деснол Софт Проджект» (1С:Франчайзи, г. Москва) и консультационная группа ПАКК («HLB ПАКК-Аудит» и «ПАКК», имеющие статус «Партнер 1С:Консалтинг», г. Москва), которые специализируются на автоматизации территориально распределенных структур. В качестве объектов пилотного внедрения были выбраны головная компания холдинга и ОАО «Е4-Центрэнергомонтаж» – его крупнейшее дочернее предприятие, имеющее распределенную филиальную сеть.

 

Создаваемая учетная система должна была, с одной стороны, стать единой для всех предприятий группы, с другой – охватывать все виды учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. В качестве основы автоматизированной системы было решено использовать программный продукт «1С:Управление производственным предприятием 8» на платформе «1С:Предприятие 8».

 

Реализация проекта автоматизации

 

Построение учетной модели, которая позволяет без существенных доработок переносить решения с одних объектов на другие, осложнялось разнородностью деятельности группы, охватывающей строительство, машиностроение, торговлю и услуги. Решение, оптимальное для строительства, не может без доработок применяться в машиностроении или торговле, и наоборот. Требовалось выработать унифицированный подход для всех направлений. Осознавая возможные недостатки такого решения, менеджмент группы все же сделал выбор в пользу унификации, обоснованно полагая, что таким образом можно снизить риск разночтений, повысить прозрачность и управляемость системы в целом. Иными словами, предполагалось, что экономический эффект от унификации значительно превысит возможные выгоды индивидуального подхода.

 

В системе реализованы стандарты учета, включающие методические принципы и подходы, правила и процедуры его ведения, а также организационно-технические аспекты, которые помимо типовых позволяют решать специфические отраслевые и организационные задачи холдинга.

 

Так, консолидированная бухгалтерская и управленческая отчетность группы, которая раньше собиралась с использованием электронных таблиц, теперь формируется автоматически в консолидированной информационной базе. Это стало возможным, в частности, благодаря созданию целостной системы нормативно-справочной информации. Для всех справочников разработаны единые правила ведения, определены уровни администрирования и разграничены уровни доступа. Теперь, например, регламентные справочники «Статьи затрат» и «Статьи движения денежных средств» могут формироваться только в центральном офисе, в дочерних и зависимых обществах данная функция недоступна. Помимо упрощения процедуры подготовки отчетности такой подход позволил унифицировать данные, свести к минимуму количество ошибок и расхождений и, как следствие, обеспечил прозрачность и корректность информационной базы.

 

Важную роль при автоматизации играет построение топологии информационных баз (ИБ). В «Группе Е4» с учетом ее организационных особенностей была создана многоуровневая структура. На верхнем уровне расположена консолидированная ИБ холдинга, на следующем – консолидированные ИБ дочерних предприятий, на нижнем – ИБ филиалов предприятий компаний.

 

Между базами настроен автоматический обмен с гибкой системой фильтрации мигрирующей информации. Настройка фильтров может проводиться администратором в интерактивном режиме на соответствующем уровне ИБ. Порядок обмена данными закреплен в регламенте, в соответствии с которым синхронизация всех баз проводится ежедневно, в ночное время. Теперь на начало рабочего дня все предприятия и их подразделения обладают актуальной информацией об операциях, совершенных за предыдущий день. В рамках одного строительного проекта могут взаимодействовать одновременно несколько предприятий, зачастую удаленных друг от друга, поэтому получение оперативной производственной и учетной информации приобретает дополнительную ценность.

 

В силу отраслевой специфики холдинга необходимо было учитывать хозяйственные операции по проектам. Для этого в системе создан сквозной аналитический разрез «Проект», который позволяет получать данные о затратах проекта, его рентабельности и много другой аналитической информации.

 

С учетом масштаба проектов, выполняемых группой, в рамках одного проекта, как правило, существует необходимость учета работ и оплат по этапам. Для решения этой задачи введена аналитика «Приложение к договору», связанная в системе с договорами контрагентов и позволяющая фиксировать операции по этапам проекта в разрезе соответствующих приложений к договору.

 

В автоматизированной системе также предусмотрено формирование многочисленных бюджетов различной степени глубины и детализации.

 

Результат автоматизации

 

В настоящее время в холдинге автоматизировано более 400 рабочих мест. Более 1000 рабочих мест планируется автоматизировать в процессе тиражирования системы на других предприятиях группы. Опыт пилотного внедрения подтвердил эффективность выбранных решений как в части методики, так и в отношении выбора программного продукта. Ощутимо сократились затраты на обмен информацией между бизнес-единицами, получение консолидированной бухгалтерской и управленческой отчетности группы и формирование разнообразных бюджетов. Выросла в целом эффективность работы подразделений. За счет высокой прозрачности системы удалось уменьшить финансовые и налоговые риски.

 

Д. ТИТАРЕВ

1С:Франчайзи «Деснол Софт»

Контактный телефон (495)933-48-41

О. МАТЫЦЫНА

Партнер 1С:Консалтинг «HLB ПАКК-Аудит»

Контактный телефон (495) 258-19-91