Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
13 августа 2009 Статьи Архивный материал

Для автоматизации предприятий, занятых оказанием услуг автосервиса, компания «СофтБаланс» (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) разработала на платформе «1С:Предприятие 8» прикладное решение «ДАЛИОН:Автосервис». При разработке прикладного решения был учтен десятилетний опыт, полученный специалистами компании в процессе автоматизации деятельности автосервисных предприятий различного масштаба.

 

В программе реализован документооборот предприятия автосервиса. Предусмотрено оформление таких хозяйственных операций, как «предварительная запись на ремонт», «резервирование запасных частей», «заказ запасных частей у поставщика для покупателя (для пополнения склада)», «оптовая и розничная продажа», «начисление заработной платы» и др.

 

Рассмотрим особенности программного продукта, обусловленные спецификой предприятия автосервиса.

 

Предварительная запись и универсальный «Заказ-наряд»

 

Каждый проект по ремонту автомобиля в автосервисе любой величины сопровождается выпиской документа «Заказ-наряд». Данный документ выполняет функции как счета, так и договора об оказании услуг и отражает все стадии ремонта автомобиля.

 

В программе для каждой стадии ремонта предусмотрен соответствующий статус. В процессе предварительной записи на ремонт создается «Заказ-наряд» со статусом «предварительный», в котором фиксируется время ожидаемого прибытия заказчика.

 

Для предварительной записи клиентов в программе предусмотрен специальный интерфейс, в котором наглядно представлена информация о текущей загрузке рабочих мест механиков (технологических постов). С помощью интерфейса можно оперативно изменить время планируемых заказ-нарядов, а также ввести новый. При этом состояние заказ-нарядов, например «30 минут до завершения», «завершен» и т.д., отображается цветом.

 

По предварительному «Заказ-наряду» можно с помощью документа «Резервирование товаров» зарезервировать на складе запасные части. В дальнейшем, при перемещении данных запасных частей в зону ремонта, они автоматически будут отражены в документах на отгрузку. Как правило, «Заказ-наряд» является «предварительным» до момента прибытия автомобиля на станцию технического обслуживания (СТО).

 

После прибытия автомобиля на СТО оператор присваивает «Заказ-наряду» новый статус – «в работе». Затем по данному документу можно выдавать запасные части. Выдачей и возвратом запасных частей занимается кладовщик, для которого в программе установлены соответствующие права. После того, как кладовщик убедится в соответствии выданных запасных частей указанным в «Заказ-наряде», он присваивает документу статус «закрыт по складу». Начиная с этого момента дальнейшая корректировка списка запасных частей, указанных в документе, становится невозможна.

 

Статус «завершен» мастер устанавливает для «Заказ-наряда» после окончания всех работ с автомобилем. Данный статус можно установить только после того, как документ «закрыт по складу», а также в нем указаны все работы и исполнители. При переходе в статус «завершен» происходит расчет выработки и появляется возможность начисления заработной платы механикам.

 

На следующем этапе «Заказ-наряд» может получить статус «отгрузка» или «закрыт на затраты». При статусе «отгрузка» выполняются списание товаров со склада, начисление оплаты клиента за выполненные услуги и реализованные запасные части, формируются «Расходная накладная» и «Счет-фактура». В случае статуса «закрыт на затраты» вместо «Расходной накладной» формируются «Акт списания». Данный статус используется при ремонте автомобилей, принадлежащих автосервису.

 

После проверки факта оплаты в списке заказ-нарядов автомобиль выдается владельцу.

 

Нормативно-справочная информация

 

Информация о работах автосервиса хранится в программе в справочнике «Работы». Элементам справочника «Работы» подчинен справочник «Нормы времени», в который вводятся нормы времени для выполнения работ. Заметим, что для одной и той же работы, как правило, предусмотрено несколько норм времени. Например, норма времени для работы «Диагностика двигателя» имеет несколько значений, которые определяются маркой автомобиля, годом его выпуска, типом коробки передач, объемом двигателя и другими параметрами.

 

Помимо списка клиентов, который хранится в справочнике «Контрагенты», в программе предусмотрен также подчиненный справочник «Автомобили клиентов». В данном справочнике хранятся подробные характеристики автомобилей.

 

Каталог запасных частей на предприятии автосервиса содержит много записей. При этом запасная часть одного и того же назначения может иметь разных производителей и свой уникальный код. Для каждой запасной части в программе предусмотрен ввод «Номера ОЕ» – уникального кода производителя. Следует отметить, что у аналогов оригинальных запасных частей «Номер ОЕ» совпадает с номером оригинала. В результате поиск по «Номеру ОЕ» позволяет быстро найти не только оригинальные запасные части, но и их аналоги.

 

Некоторые производители периодически выполняют замену запасных частей, заменяя устаревшие изделия на новые, более современные. Производители также могут несколько запасных частей объединить в набор или, наоборот, разобрать набор на отдельные изделия. При выполнении этих операций новым запасным частям и наборам присваиваются новые «Номера ОЕ» в каталоге производителя, а информация о выполненных заменах номеров предоставляется дилерам.

 

В программе предусмотрена загрузка данных о замене номеров. Это позволяет при подборе товара в «Заказ-наряд» получить информацию о замене детали на новую или, наоборот, о коде устаревшей детали.

Как показала практика, программа обеспечивает высокую скорость при работе с каталогом запасных частей, который содержит более миллиона элементов.

 

В решении реализован обмен данными с программой «1С:Бухгалтерия 8».

Для получения управленческой информации о доходах, расходах и прибыли до уплаты налогов за период в программе используется отчет «Управленческий баланс». Отчет формируется по статьям «Товары на складах», «Основные средства», «Наличные денежные средства», «Безналичные денежные средства», «Задолженность контрагентов» и «Задолженность контрагентам». Проанализировать выработку по механикам, остатки товаров, взаиморасчеты с контрагентами, движение денежных средств и другие аспекты деятельности предприятия можно с помощью соответствующих отчетов.

 

П. СОЛОВЬЕВ

1С:Франчайзи ГК «СофтБаланс»

Контактный телефон (812) 325-44-00