Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
6 августа 2009 Статьи Архивный материал

Одна из ведущих инвестиционно-строительных компаний Татарстана занимается коммерческой деятельностью по строительству жилья и нежилых объектов. Приоритетное направление деятельности компании – это организация полного цикла работ по строительству домов в рамках реализации федеральных целевых программ по национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Она также является инвестором проектов по размещению магазинов пошаговой доступности, строительству многоуровневых парковок и других объектов.

 

Сегодня компания строит порядка 30 объектов. Для обеспечения непрерывности строительных работ и полноценного финансирования всех объектов руководству была необходима система долгосрочного финансово-экономического планирования по всем направлениям деятельности. Автоматизированная система бюджетирования была создана на основе программного продукта «1С:Управление производственным предприятием 8» совместно со специалистами компании «Интелком» (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Казань).

 

Детальный учет и анализ каждого объекта

 

Учет строящихся объектов ведется в разрезе проектов. Для каждого из объектов на основе множества данных, анализируемых в системе, детально планируются затраты и издержки, прогнозируются необходимые финансовые потоки на весь срок реализации проекта.

 

Бюджетная модель компании

 

Бюджетная модель компании представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов, отражающих основные виды финансовой деятельности. В компании выделены шесть бюджетных направлений: бюджеты инвестиционно-строительных затрат, продаж, коммерческих расходов, налогов, постоянных расходов, кредитов и займов.

 

На основе бюджетных направлений автоматически формируются два крупных бюджета или мастер-бюджета: бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов.

 

Все затраты на строительство описаны в бюджете инвестиционно-строительных затрат. Он позволяет рассчитать стоимость строительства и необходимые для каждого этапа объемы денежных средств. Сводные данные бюджета инвестиционно-строительных затрат служат основанием для финансирования строительства домов за счет средств, направляемых в рамках государственной программы по обеспечению граждан города доступным и качественным жильем.

 

В целях сокращения заемных и кредитных средств, привлекаемых для финансирования коммерческих объектов, настроен бюджет кредитов и займов. На его основе автоматически формируется точный график платежей и анализируются возможные источники для их погашения.

 

Автоматизированное планирование будущих налоговых платежей на основе статей затрат конкретных будущих периодов ведется с помощью бюджета налогов.

 

Планирование будущих доходов и расходов

 

Основное внимание в системе уделено комплексному планированию будущих доходов и расходов компании. Данные по всем текущим, а также будущим доходам, затратам и расходам детально отражены в бюджете доходов и расходов. Это самый крупный и значимый бюджет компании. На его основе автоматически формируется детализированный прогноз, отражающий недостаток/избыток денежных ресурсов, необходимых для оплаты плановых расходов и платежей по заемным обязательствам в определенные будущие бюджетные периоды.

 

Для планирования и наиболее эффективного использования всех финансовых ресурсов предусмотрен бюджет движения денежных средств. С его помощью автоматически планируются сроки и размеры всех будущих платежей компаниям-подрядчикам, с тем чтобы бесперебойно обеспечивать все этапы строительства. Это позволяет оптимизировать использование денежных средств, направляемых по государственной целевой программе, а также сформировать для каждого объекта достаточные финансовые потоки.

 

Долгосрочное планирование доходов и расходов, сроков и объемов погашения кредитных платежей помогает компании автоматически определить периоды кассовых разрывов в будущем и с целью их исключения заранее запланировать источники финансов для каждого конкретного платежа.

 

План-фактный анализ

 

Для контроля соответствия доходов и расходов плановым показателям для каждого проекта выполняется план-фактный анализ. Отклонения от плановых данных, например получение более высокого дохода, может объясняться продажей коммерческих объектов по более выгодным ценам, оптимизацией издержек и строительных расходов, а также некорректностью, допущенной при финансовом планировании проекта. Таким образом, план-фактный анализ позволяет объективно оценить качество работы всех подразделений компании. По данным план-фактного анализа в проект вносятся необходимые коррективы. Это приводит к повышению качества финансового планирования и точности формирования бюджетов различного уровня.

 

План-фактный анализ также позволяет спрогнозировать ситуацию в случае изменения внешних факторов. Так, в условиях кризиса компания смоделировала бюджет для пессимистичного сценария, который дал возможность оценить последствия неблагоприятных факторов и разработать мероприятия, обеспечивающие сохранение штата компании и продолжение строительства объектов.

 

Оценка рентабельности коммерческих проектов

 

Для оценки рентабельности собственных коммерческих строительных проектов в систему введены нормативные показатели уровня рентабельности и доходности, утвержденные инвесторами и акционерами. В случае снижения уровня рентабельности компания проводит качественный анализ его причин. Данными причинами может быть как снижение рыночных цен на недвижимость в регионе, так и превышение плановых расходов по проекту. Оценка рентабельности всех проектов позволяет снизить финансовые и инвестиционные риски компании.

 

Результаты внедрения автоматизированной системы бюджетирования

 

В результате автоматизации всех бюджетных процессов компания может точно оценить долгосрочные финансовые перспективы и оперативно контролировать соблюдение показателей, обеспечивающих стабильную деятельность и достижение доходности бизнеса, заданной учредителями. Регулярный анализ соотношения расходов и доходов будущих периодов привел к значительной экономии денежных средств за счет преодоления бюджетных разрывов и оптимизации кредитной политики компании.

 

В результате внедрения автоматизированной системы в компании сформирован максимально детализированный план по финансированию всех строящихся объектов на 2009–2011 гг. Компания может точно спрогнозировать финансовые показатели в случае оптимального и минимального уровня доходности и заранее запланировать действия, корректирующие работу всех служб с учетом объективных экономических условий. Повысилось качество отражения и планирования всех ее финансовых процессов и как результат экономически более эффективными стали взаимоотношения с генеральным заказчиком, подрядчиками и соинвесторами.

 

Д. КУТЫШЕВА

1С:Франчайзи «Интелком»

Контактный телефон (843) 519-60-60