Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
2 июля 2009 Статьи Архивный материал

Особенности бухгалтерского учета

 

Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с п. 3 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 3.11.06г.) является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета в разрезе подразделений необходимо в первую очередь для предоставления руководству организации финансовой информации в нужных объеме и разрезах. При этом руководство может интересовать любая информация, например данные о выручке от продаж по разным подразделениям, о себестоимости реализованных товаров, о стоимости основных фондов, о расходах, связанных с реализацией товаров, и т.д.

Для решения данной задачи в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» организован сквозной учет по всем бухгалтерским счетам в разрезе обособленных подразделений, как выделенных, так и не выделенных на отдельный баланс. Стандартные отчеты позволяют получить по каждому подразделению любую информацию, основанную на данных бухгалтерского учета.

 

Налоговый учет обособленных подразделений

 

Налоговый учет обособленных подразделений организован в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации и ведется по всем обособленным подразделениям. Каждое из обособленных подразделений должно быть зарегистрировано в инспекции ФНС России.

В соответствии со ст. 288 НК РФ налогоплательщики, которые имеют обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль в целом по юридическому лицу. Уплата налога на прибыль в федеральный бюджет должна также производиться в целом по юридическому лицу. При этом уплата налога на прибыль в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по месту регистрации обособленных подразделений выполняется исходя из доли прибыли, которая приходится на обособленные подразделения.

В программе автоматизированы расчет и уплата налога на прибыль организаций, имеющих обособленные подразделения. Формируется необходимая налоговая отчетность.

 

Концепция налогового учета по налогу на прибыль

 

Каждая организация обладает некоторым уникальным набором активов и обязательств – основными средствами, материалами, товарами, денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью и т.д. В бухгалтерском учете данные активы и обязательства отражаются на бухгалтерских счетах в аналитическом учете. При этом в налоговом учете отражаются те же самые активы и обязательства. В то же время оценка стоимости активов и обязательств в бухгалтерском и налоговом учете может отличаться, и в этом случае появляются временные или постоянные разницы, которые нужно зарегистрировать. Учет временных или постоянных разниц необходим для того, чтобы в момент списания активов и обязательств на расходы автоматически определить постоянные и временные разницы в оценке расходов согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.02 г. № 114н (далее – ПБУ 18/02).

Налоговый учет по налогу на прибыль ведется в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» на том же плане счетов, что и бухгалтерский учет. В бухгалтерских проводках помимо суммы по бухгалтерскому учету указываются также сумма в оценке налогового учета и суммы постоянных и временных разниц. Это упрощает сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета, а также выполнение требований ПБУ 18/02.

 

Стандартные бухгалтерские отчеты

 

Стандартные бухгалтерские отчеты реализованы в программе с использованием принципиально нового механизма системы компоновки данных. Для каждого отчета предусмотрен свой набор показателей. Для «Оборотно-сальдовой ведомости», например, это «Данные бухгалтерского учета», «Данные налогового учета», «Данные по учету постоянных разниц», «Данные по учету временных разниц», «Валютная сумма» и «Контроль». Показатель «Контроль» при этом рассчитывается как разница данных по бухгалтерскому учету и суммы трех показателей – данных по налоговому учету, по учету временных разниц и по учету постоянных разниц.

Отчеты содержат новые возможности группировки, отбора и сортировки информации, а также их оформления различными цветами и шрифтами.

 

Регламентированная отчетность

 

В «1С:Бухгалтерию 8 КОРП» включены регламентированные отчеты, которые предназначены для представления собственникам организации и контролирующим государственным органам. Комплект регламентированных отчетов включает формы бухгалтерской отчетности, налоговые декларации, отчеты для органов статистики и государственных фондов.

Предусмотрено автоматическое формирование регламентированной отчетности о доходах физических лиц. Для представления в налоговые органы она может быть записана на магнитный носитель. Для представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений об исчисленном страховом стаже и уплаченных страховых взносах ведется персонифицированный учет работников. Соответствующая отчетность также может записываться на магнитный носитель.

Регламентированные отчеты, для которых такая возможность предусмотрена нормативными документами, могут быть выгружены в электронном виде. В «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» поддерживается технология нанесения двумерного штрихкода на листы налоговых деклараций.

 

Средства для быстрого освоения и удобства работы

 

Для ввода основных сведений, необходимых для начала работы с программой, предназначен «Стартовый помощник». С его помощью можно ввести в программу сведения об организации или организациях, а также описать их структуру, ввести данные об учетной политике по бухгалтерскому и налоговому учету и др. Это поможет начать работу с программой быстро и эффективно.

«Панель функций» помогает начинающим пользователям быстрее осваивать программу, а опытным пользователям эффективнее выполнять ежедневные задачи. Она содержит визуальное представление основных разделов учета в виде схем работы и открывается в режиме рабочего стола. Идентификация текущего раздела учета и переключение между разделами выполняются с помощью закладок. При этом структура закладок соответствует структуре разделов учета в главном меню, и это также облегчает освоение программы.

На одной из закладок «Панели функций» расположен «Монитор бухгалтера», который позволяет оперативно и в удобной форме получать данные по остаткам на расчетных счетах и в кассе, о суммах дебиторской и кредиторской задолженности, о сроках сдачи отчетности, а также о сроках уплаты налогов.

В «Панели функций» также находится инструмент, предназначенный для руководителя, – «Центр антикризисного управления». Он представляет собой специальный набор отчетов, позволяющий провести экспресс-анализ ключевых финансовых показателей организации и динамики их изменения. С его помощью руководитель может самостоятельно в понятных ему терминах получить информацию о свободных денежных средствах, которыми располагает организация, выявить крупнейших должников, проанализировать динамику продаж и динамику просроченной задолженности покупателей, определить товары или направления деятельности, которые приносят самый большой доход, а также решить другие задачи.

 

И. СИДОРОВ

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57