Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
16 октября 2008 Статьи Архивный материал

Компания «Настроение» занимается розничной реализацией аудио- и видеопродукции, а также игр. Торговая сеть компании быстро развивается и в настоящее время состоит из более 90 магазинов в Москве и Подмосковье, 30 в Санкт-Петербурге и 10 в Самаре.

 

Программа лояльности «Настроение Бонус»

 

В 2007 г. руководство компании приняло решение о разработке и внедрении в центральном офисе, а также в магазинах Москвы и Подмосковья программы лояльности покупателей «Настроение Бонус» с использованием технологии Visual Cards, не имеющей на сегодняшний день аналогов в России. Особенностью данной технологии является применение специальных карт с наружным термослоем, на котором визуально отображается индивидуальная информация для покупателя – данные о количестве накопленных бонусов, информация о новых популярных товарах, интересных для конкретного покупателя, о специальных акциях и т.д. Перезапись информации на карте происходит при каждой покупке, термослой карты допускает многократную перезапись.

За каждую покупку в магазине сети участнику программы лояльности начисляются бонусы, один бонус равен одному рублю. Полученные при покупках бонусы суммируются и используются для оплаты товаров. Предусмотрены три уровня бонусов – 7, 9 и 12% от суммы покупки.

Карту «Настроение Бонус» покупатель получает бесплатно после разовой покупки на сумму не менее 1000 руб. Одновременно с этим он перемещается на первый уровень программы лояльности. Одним из ее ключевых понятий является «период», продолжительность которого составляет 90 календарных дней. В течение периода покупатель может подтвердить свое участие в программе на текущем уровне или перейти на следующий. Для подтверждения текущего уровня необходимо совершить в течение периода покупки на общую сумму не менее 400 руб., для перехода на следующий уровень – на общую сумму не менее 5000 руб.

Для реализации программы лояльности информация о накопленной сумме бонусов и дате окончания периода должна отражаться на карте «Настроение Бонус», а также регистрироваться в информационной системе с целью дальнейшего анализа и принятия обоснованных решений в случае конфликтов с покупателями.

 

Особенности проекта автоматизации

 

На момент принятия решения о внедрении программы лояльности в компании «Настроение» использовалась автоматизированная система на платформе «1С:Предприятие 7.7», основанная на прикладных решениях «1С:Торговля и склад 7.7» и «Штрих-М:Кассир». В то же время для обеспечения необходимых возможностей программы лояльности требовалась современная информационная система, обладающая более высокой производительностью и масштабируемостью. В результате было принято решение об автоматизации торговой деятельности и реализации программы лояльности на платформе «1С:Предприятие 8».

Работы по проекту автоматизации были выполнены специалистами компаний «АВРО-БУС» (1С:Франчайзи, г. Москва), «Штрих-М» (1С:Франчайзи, г. Москва) и ИТ-отдела компании «Настроение».

Информационная система должна была охватить центральный офис в Москве и все магазины в Москве и Подмосковье. На первом этапе проекта автоматизации требовалось перенести информационную базу из прежней системы в новую на основе прикладного решения «1С:Управление торговлей 8», а также перевести работу всех розничных магазинов на решение «Штрих-М:Кассир 5.0». После этого следовало реализовать в новой системе все необходимые функциональные возможности программы лояльности «Настроение Бонус».

Дополнительная специфика проекта заключалась в сжатых сроках исполнения, в необходимости согласованных действий специалистов нескольких компаний, а также в инновационном характере программы лояльности. Кроме того, в процессе выполнения работ по проекту требовалось обеспечить стабильный оперативный обмен данными между розничными магазинами и центральным офисом.

 

Реализация проекта автоматизации

 

После обследования бизнес-процессов компании «Настроение» были выполнены проектирование и внедрение новой информационной системы на основе прикладного решения «1С:Управление торговлей 8». При этом в системе были реализованы специальные механизмы, облегчающие повседневную работу менеджеров отделов продаж и закупок. В процессе внедрения также был осуществлен перенос данных в новую систему, проведено обучение пользователей и оказана поддержка в момент перехода к ее эксплуатации. В магазинах был выполнен переход на прикладное решение «Штрих-М: Кассир 5.0».

На следующем этапе в новую информационную систему была внедрена подсистема программы лояльности «Настроение Бонус». Для этого в системе была реализована возможность считывания и записи данных на карты Visual Card с помощью специального термопринтера. Были также предусмотрены возможности, необходимые для ввода анкетных данных клиентов, инициализации карт и подарочных сертификатов, регистрации рекламных акций, а также для анализа данных. Так, система позволяет анализировать накопленные и потраченные бонусы по типам карт, проводить мониторинг потоков клиентов, получать статистику по продажам для каждого сегмента покупателей, определять эффективность работы программы лояльности в целом и т.д.

Для поддержки программы лояльности в магазинах непосредственно на рабочих местах в решении «Штрих М:Кассир 5.0» реализована возможность регистрации факта выдачи покупателю карты, а также начисления бонусов на карту при покупке. Предусмотрены регистрация как покупки товара по карте за счет бонусов, так и возврата данного товара, а также возможность оплаты товара подарочными сертификатами, печать на карте персональной информации для клиента и т.д.

В системе имеются все необходимые средства для обмена данными в автоматическом режиме между центральным офисом и розничными точками по всем параметрам программы лояльности.

 

Результат проекта автоматизации

 

В процессе проделанной работы все задачи проекта автоматизации были решены. Складской учет сети «Настроение» ведется с использованием программы «1С:Управление торговлей 8», розничные точки переведены на решение «Штрих-М: Кассир 5.0».

Подсистема управления программой лояльности позволила организовать оперативное управление бонусными картами, начисление бонусов, списание их при покупке и т.д. Маркетологи торговой сети могут планировать различные акции, оперативно сообщать о них покупателям при помощи информации, напечатанной на бонусной карте. Они также могут анализировать результаты работы программы по уровням карт, сегментам покупателей и по другим параметрам, отслеживать интересы потребителей к различной продукции и использовать полученную информацию для принятия обоснованных управленческих решений.

Кроме того, одновременно с запуском подсистемы программы лояльности в торговой сети «Настроение» реализовано ее расширение – возможность приема оплаты подарочными сертификатами. В настоящее время специалисты сети оценивают результаты эксплуатации автоматизированной системы и намечают направления ее дальнейшего развития. Планируется внедрение программы лояльности и в региональных торговых сетях «Настроение».

 

М. ГЕЙН

1С:Франчайзи «АВРО-БУС»

Контактный телефон (495) 234-44-41