«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ» ДЛЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

20 декабря 2007
«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ» ДЛЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Источник: «Финансовая газета» № 51, декабрь, 2007 г.

В последнее время как в вузах, так и в органах, контролирующих их деятельность, растет интерес к повышению качества образовательных услуг. Многие высшие учебные заведения увеличили количество специальностей и направлений подготовки студентов. Некоторые вузы меняют свою структуру и создают новые филиалы. В преддверии предстоящего перехода России на двухуровневую систему образования реализуются новые учебные программы, формы обучения студентов становятся более разнообразными. Все это приводит к существенному росту объема работ в области планирования и управления учебным процессом.

Вопросы планирования и организации учебного процесса курирует учебно-методическое управление вуза, которое в силу специфики своей работы взаимодействует со всеми основными структурными подразделениями. В задачи управления входят координация деятельности всех факультетов, планирование работы кафедр, проверка соответствия учебных планов государственным стандартам и контроль за их исполнением. Наряду с планированием управление формирует внутреннюю и внешнюю отчетность по выполнению планов, обобщает результаты экзаменационных сессий, а также управление регистрирует штат преподавателей, разрабатывает и реализует нормативы и объемы учебной работы сотрудников вуза и решает другие задачи.

Уровень выполнения основных функций учебно-методического управления вуза можно существенно повысить с помощью внедрения современных средств автоматизации, основанных на использовании специального программного обеспечения. Но, как показывает практика, сложная работа управления, требующая высокой степени координации действий всех участников процесса, в большинстве вузов не автоматизирована.

Компания «АВРО-БУС» (1С:Франчайзи, г. Москва) предлагает для автоматизации деятельности учебно-методических управлений вузов специализированный программный продукт «АВРО-БУС: Автоматизация учебной части», разработанный с использованием компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7». При его создании был проанализирован и учтен опыт, полученный специалистами компании при автоматизации большого количества крупных московских вузов, в том числе таких, как МГЮА, МПГУ, МГИМО, РГСУ, МИРЭА, РПА, МГОУ и др.

Для контроля качества работ, выполняемых компанией, в 2001 г. была создана служба качества. В мае 2001 г. компания «АВРО-БУС» успешно прошла процедуру сертификационного аудита на соответствие системы менеджмента качества международному стандарту ISO 9001:2000. Сертификация подтверждает соответствие системы управления качеством работ требованиям международного стандарта и является гарантией того, что технология работы компании находится на высоком уровне.

Программа «АВРО-БУС: Автоматизация учебной части» предназначена для автоматизации работы приемной комиссии вуза и учебного отдела, ведения базы студентов и преподавателей, оформления результатов сдачи сессии и назначения стипендий.

В программе реализован ряд возможностей по управлению деятельностью учебно-методического отдела вуза. Рассмотрим далее эти возможности с точки зрения администрирования конкретных задач с использованием программы.

Программный продукт позволяет вести учет по организационной структуре вуза. Данная функция предполагает ведение списков факультетов и кафедр на каждом факультете, списка дисциплин, которые могут преподаваться на кафедре, а также списка групп студентов по каждому отделению.

Кадровый учет преподавателей

Возможность ведения кадрового учета преподавателей подразумевает регистрацию информации о сотрудниках. Можно ввести в программу ученую степень и звание преподавателя, указать кафедры, на которых он работает, должности, которые занимает, а также ставки, по которым преподаватель работает на каждой кафедре. История изменения данных хранится в программе.

Учет абитуриентов

Работа с абитуриентами предполагает ведение списка абитуриентов с кадровыми данными. Можно указать форму обучения, факультет и специальность, а также вариант поступления. Предусмотрено формирование экзаменационных ведомостей абитуриентов по списку как в ручном, так и в автоматическом режиме.

В отчете «Результаты вступительных экзаменов» представлены данные об оценках, полученных по каждому предмету, а также общий и средний баллы. Если при формировании отчета указать количество вакантных мест, то фамилии абитуриентов, прошедших по конкурсу, будут выделены. В отчете «Статистика приемной комиссии» представлены данные о первичных и повторных заявлениях в приемную комиссию вуза по каждому абитуриенту.

Учет студентов

Список студентов в программе может быть иерархическим и соответствовать иерархии конкретного вуза. Для изменения состояния студентов, например для зачисления, перевода на другой курс, предоставления академического отпуска или отчисления, используются соответствующие документы. Для документов по регистрации сдачи аттестаций в группе и индивидуально, закрытия сессии и перевода на другой курс предусмотрены печатные формы. Можно также зарегистрировать защиту дипломной работы и результаты Государственного экзамена по специальности.

Для назначения основных и дополнительных стипендий применяются соответствующие документы. Информацию о назначенных стипендиях на выбранную дату можно получить с помощью отчета. Предусмотрено формирование отчетов «Сводная ведомость экзаменационной сессии», «Отчет по академической задолженности студентов», «Успеваемость студентов», ведется учет выговоров и благодарностей.

Ведение учебных планов

Программа обеспечивает ведение учебных планов и графиков учебного процесса. Пользователь может вводить учебные планы для каждой специальности, указывать дисциплины, которые преподаются посеместрово, выполнять распределение по часам лекционных и семинарских занятий, указывать время для самостоятельной подготовки и часы по переаттестации. Полученные данные позволяют сформировать отчет «Учебный семестровый план» для каждой учебной группы. При внесении изменений в учебные планы они будут автоматически отражаться также в текущей академической задолженности студентов. Предусмотрено формирование отчета «График учебного процесса».

Результаты внедрения

Учебно-методическая работа в той или иной мере ведется на всех уровнях - от руководства вуза до факультетов и кафедр. Главная задача, которую помогает решать программа «АВРО-БУС: Автоматизация учебной части», - это обеспечение интеграции всех структурных подразделений учебного заведения на методическом уровне.

Программа оснащена функциональным интерфейсом и позволяет настроить права доступа так, чтобы рабочее пространство было организовано максимально удобно для пользователя.

Программа «АВРО-БУС: Автоматизация учебной части» внедрена в Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. Использование программы способствовало упрощению и ускорению получения отчетности по данному направлению работы, централизации хранения данных и наведению порядка в регистрации необходимой информации.

Для работы с программой необходимо наличие компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7».

Программный продукт «АВРО-БУС: Автоматизация учебной части» получил от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие».

Н. НЕКРАСОВА

1С:Франчайзи «АВРО-БУС»

Контактный телефон (495)234-44-41