«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ» для кредитно-потребительских кооперативов

17 мая 2007
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» № 20, май, 2997 г.

Сегодня у населения и мелких предпринимателей наблюдается довольно высокая потребность в кредитных средствах. Однако для получения кредита требуется предварительно собрать множество документов и потратить на это значительное время. Ситуация осложняется тем, что с точки зрения банка мелкие клиенты являются рискованными заемщиками и к ним предъявляются наиболее строгие требования. Следует также учесть, что технология банковских услуг в настоящее время хорошо формализована и для оформления операции, приносящей, например, один рубль дохода, требуется столько же времени, сколько для оформления операции с доходностью 1 млн руб. Поэтому заемщики небольших сумм зачастую не являются для банков приоритетными клиентами. В результате многие фермеры, владельцы личных хозяйств, мелкие оптовики и частные лица практически не имеют широкого доступа к кредитным ресурсам банков.

В то же время во многих странах в «нише» мелкого кредита активно работают кредитные кооперативы, основная задача которых - аккумуляция денежных ресурсов своих членов и их кредитно-финансовое обслуживание.

В России отношения, возникающие в процессе создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кредитных потребительских кооперативов граждан, регулируются Федеральным законом от 7.08.01 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан».

Для автоматизации деятельности кредитного кооператива специалисты фирмы «МАТРИЦА» (партнер фирмы «1С», г. Белгород) разработали программный продукт «Бухгалтерский учет кредитного кооператива» (далее - «БУКК»), который представляет собой дополнение к конфигурации «1С:Бухгалтерия 7.7» системы программ «1С:Предприятие 7.7».

Программа «БУКК» предназначена для автоматизации бухгалтерского учета, учета ссудосберегательных и ссудозаемных операций, управления счетами пайщиков и мониторинга деятельности организаций, занимающихся кредитованием своих участников. В настоящее время программа эффективно используется фондами поддержки предпринимательства, кредитными кооперативами и кредитными союзами для ведения управленческого и бухгалтерского учета.

Особенности и возможности программы

Факт приема в кооператив нового пайщика регистрируется в программе с помощью документа «Договор о приеме в члены кооператива». С использованием документов с пайщиком также заключаются договоры различных видов - о сбережении средств пайщика, поручительства, залога, займа, вклада и оформляются дополнительные соглашения о страховом взносе. В программе предусмотрено несколько видов и типов договоров вкладов и займов. Для каждого договора можно установить различные процентные ставки и условия начисления процентов. Процентная ставка может зависеть, например, от срока и суммы займа, его обеспечения, гарантий возврата и поручительства.

В рамках ссудосберегательных и ссудозаемных операций программа позволяет вводить информацию об участниках, включая пайщиков, залогодателей и поручителей, а также выполнять поиск необходимой информации. Реализованы учет операций с паевыми взносами и по начислению доходов по вкладам, учет операций по займам с автоматическим начислением процентов. Предусмотрена возможность расчета необходимого обеспечения займа в виде залога имущества, залога товара и поручительства.

Система обеспечивает получение информации о займах, поручительствах, плановом и фактическом графиках обслуживания и погашения займов, а также данных о текущем состоянии фонда финансовой взаимопомощи. Кроме того, в системе реализовано управление формированием фонда финансовой взаимопомощи на основе анализа и планирования поступления и выбытия денежных средств.

Для анализа эффективности кредитной деятельности кооператива в системе предназначены средства статистического учета. Предусмотрены формирование графиков погашения и уплаты процентов по займу и вывод их на печать.

Для ведения бухгалтерского учета операций в систему включены возможности программы «1С:Бухгалтерия 7.7». План счетов настроен в соответствии с особенностями деятельности кредитных кооперативов. Предусмотрен набор регламентированных налоговых и бухгалтерских отчетов.

Ежедневная работа с программой «БУКК» начинается с процедуры «Начало дня». Понятие «Начало дня» аналогично операционному дню для банковских программ. Процедура определяет состояние системы на текущую дату и перечень операций, которые в соответствии с договорами должны быть обработаны на эту дату. Дополнительно может формироваться справка о реальном и запланированном размерах фонда финансовой взаимопомощи с учетом имеющихся претензий по счетам. Система также обеспечивает расчет планового притока и оттока денежных средств.

Источниками заемных средств кредитного кооператива являются личные средства членов кооператива, а также займы, полученные в кредитных и иных организациях.

Основной источник доходов кооператива представляет собой разницу между ссудным процентом и процентом по вкладам. Формирование имущества происходит за счет паевых взносов его членов, доходов от собственной деятельности, вступительных взносов, прочих поступлений.

Важной функцией программы является соответствие действующему законодательству в области налогообложения - предусмотрен расчет налога на прибыль исходя из начисленной прибыли.

Внедрение программы в кредитно-потребительском кооперативе «Экономическое содружество»

Одно из внедрений программы «БУКК» было выполнено в кредитно-потребительском кооперативе «Экономическое содружество».

Программа внедрялась в действующем кооперативе с большим числом действующих договоров, поэтому для начала работы был разработан документ «Ввод начальных остатков и операций». Этот документ оказался самым сложным, поскольку с его помощью нужно было рассчитать ежемесячные выплаты по каждому члену кооператива за прошедший период. При этом по большинству пайщиков в данном периоде имели место нестандартные операции - незапланированные взносы и снятие денежных средств.

После ввода остатков программа сразу начала работать в реальном времени, обеспечивая максимальную технологичность и четкость на всех этапах работы с клиентом. Ее внедрение способствовало сокращению времени, необходимого для предоставления пайщикам информации об условиях займов и подготовки комплекта документов. Все операции теперь выполняются в присутствии пайщика. В качестве подтверждения успешно проведенной операции пайщик получает распечатку. Применение программы обеспечило сокращение времени обслуживания пайщиков, повышение скорости рассмотрения и предоставления займа, снижение рисков его невозврата и вероятности случайных ошибок.

Руководству и комитету по займам программа представила большое количество отчетов для анализа деятельности кооператива, качества менеджмента, эффективности использования финансовых ресурсов и стоимости залога. Это дало возможность вести учет выданных займов, анализировать их возврат и контролировать своевременность возврата с помощью системы залога имущества. Учет принятых личных сбережений пайщиков и сроков их возврата позволяет планировать размер фонда финансовой взаимопомощи на среднесрочный период.

Внедрение программы способствовало увеличению числа пайщиков, а также объема личных сбережений и займов, сокращению объема расчетов, выполняемых вручную, увеличению количества пайщиков, обслуживаемых одним оператором, и уменьшению набора текущих документов, сопровождающих операции каждого участника кооператива.

С учетом распространенности системы программ «1С:Предприятие 7.7» были разработаны методики для автоматического переноса данных в программу «БУКК» из других программ автоматизации кредитных кооперативов.

М. КОРОЛЕВ

ООО «МАТРИЦА»

Контактный телефон (4722) 52-87-11