Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
21 сентября 2006 Статьи Архивный материал

ОАО «Первомайскхиммаш» (пос. Первомайский, Тамбовская область), основанный в 1947 г., является одним из крупных производителей оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Предприятие производит широкий спектр нефтепромыслового оборудования - передвижные паровые установки на автомобильных шасси «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал» для депарафинизации нефтяных скважин, агрегаты для кислотной обработки скважин, автоцистерны для транспортирования неагрессивных технологических жидкостей, установки для выполнения гидродинамических исследований скважин. В 2004 г. завод освоил серийное производство установок подземного и капитального ремонта скважин с применением длинномерных безмуфтовых труб в бунтах «УРАН-20.1» (колтюбинговых установок). Использование колтюбинговых агрегатов способствует сокращению времени и стоимости ремонтных работ, а также повышению производительности труда в 2-4 раза по сравнению с применением традиционных способов ремонта скважин.

Выпускаемое оборудование пользуется у потребителей большим спросом. Оно позволяет расширить возможности нефтяных скважин, а также восстанавливать ранее бывшие в эксплуатации. В настоящее время в обществе работают 1250 работников.

В целях повышения эффективности управления и конкурентоспособности предприятия руководство «Первомайскхиммаш» в 2005 г. приступило к проекту комплексной автоматизации.

Состояние автоматизации управления на предприятии на тот момент выглядело достаточно традиционно. В эксплуатации находились различные, не связанные между собой программные средства. Существовали отдельные автоматизированные рабочие места, которые имели автономные базы данных. Это вызывало дублирование ввода первичных данных и нормативно-справочной информации и не обеспечивало комплексной автоматизации управления и учета.

В процессе выбора платформы для автоматизации управления, а также компании - подрядчика работ руководители и специалисты предприятия «Первомайскхиммаш» ознакомились с успешным опытом автоматизации на воронежском заводе «Водмашоборудование». Автоматизированная система на данном предприятии реализована на основе прикладного решения «1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием» (далее - УПП). Внедрение автоматизированной системы было выполнено компанией «Черноземье ИНТЕКО» (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Воронеж).

По результатам переговоров в июле 2005 г. «Первомайскхиммаш» с «Черноземье ИНТЕКО» был подписан договор о создании комплексной информационной системы на основе УПП и дан старт проекту.

Комплексное и масштабируемое решение, предложенное подрядчиком, по мнению руководителей завода, наиболее полно отвечало задаче создания информационной системы, поскольку охватывало все основные контуры управления и учета на производственном предприятии и являлось оптимальным по соотношению цена-качество.

Для реализации проекта автоматизации предприятие провело техническую модернизацию вычислительной сети, в рамках которой были приобретены высокопроизводительный сервер и современные рабочие станции.

На этапе подготовки, который продолжался три месяца, аналитики «Черноземье ИНТЕКО» провели комплексное обследование завода и разработали технический проект информационной системы, детально учитывающий специфику управления предприятием.

Внедрение и настройка автоматизированной системы, а также обучение специалистов завода работе с системой были выполнены в рамках трех последующих этапов проекта в течение семи месяцев.

На первом этапе были автоматизированы процессы планирования, технической подготовки и управления производством, на втором - управление закупками и продажами на предприятии, на третьем - управление движением денежных средств, бухгалтерский и налоговый учет, расчет заработной платы и управление персоналом.

В апреле 2006 г. внедрение автоматизированной системы в соответствии с техническим заданием полностью завершилось и система была передана в эксплуатацию.

Система функционирует на 42 рабочих местах в следующих службах и отделах: технологический, организация труда и заработной платы, бюджетирование и контроллинг, маркетинг, финансовый и производственный, материальное обеспечение производства, а также в отделе кадров и в бухгалтерии.

Система обеспечивает широкие возможности в производственном планировании. Предусмотрено формирование спецификаций изделий и лимитно-заборных карт. Реализован расчет месячного производственного плана по заказам покупателя, а также расчет трудоемкости производственной программы на год с разбивкой по кварталам. Автоматизировано получение данных для анализа загрузки оборудования и выполнения плана за месяц.

В отделе сбыта автоматизировано формирование всех необходимых первичных документов, ведется учет договоров с покупателями, а также учет взаиморасчетов. Это позволило специалистам отдела сбыта повысить эффективность бизнес-процессов, связанных с реализацией продукции.

Значительно упростился учет производственных материалов, номенклатура которых в «Первомайскхиммаш» составляет несколько десятков тысяч единиц.

Наиболее сложной для специалистов предприятия до внедрения автоматизированной системы являлась проблема расчета себестоимости продукции. Для расчета себестоимости продукции в процессе внедрения системы специалистами подрядчика был разработан и реализован специальный алгоритм.

Для отражения специфики производственного планирования предприятия в системе предусмотрены соответствующие отчеты: «Сводная потребность в материалах», «Номенклатурный план по цеху за месяц», «Оперативный план производства полуфабрикатов», «График изготовления заготовок деталей на заказ», «Дефицит заготовок, деталей и узлов на заказ», «Анализ выполнения плана за месяц» и др.

С помощью отчета «Оперативный план производства полуфабрикатов», например, можно получить информацию о количестве и трудоемкости изготовления (в нормо-часах) всей номенклатуры изделий по любому цеху за конкретный месяц.

В отчете «Справка по себестоимости реализованной продукции» представлены данные о плановой себестоимости и рентабельности по видам продукции и изделиям с указанием средней цены реализации, выручки от реализации, маржинальной прибыли, с разбивкой косвенных расходов на постоянные и переменные.

Отчет «Движение в производстве точного литья» позволяет обеспечить пользователей информацией о количестве и весе начальных остатков, приходе, расходе и конечных остатках номенклатуры по точному литью за любой период.

В целом внедрение информационной системы привело к повышению эффективности работы аппарата управления предприятием. Функциональные возможности внедренной конфигурации позволяют его специалистам осуществлять планирование, учет и контроль затрат при производстве нефтяного и газового оборудования, более эффективно и точно анализировать и прогнозировать результаты деятельности.

В настоящее время «Черноземье ИНТЕКО» выполняет сопровождение системы и разработку ряда специальных документов по запросам специалистов предприятия.

Ю. ГУЛЯНСКИЙ

1С:Франчайзи «Черноземье ИНТЕКО»,

г. Воронеж