Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
10 августа 2006 Статьи Архивный материал

Как показывает практика, убытки завода по производству сахара за счет влияния человеческого фактора на этапе приемки свеклы могут составлять порядка 2-3 млн руб. за один сезон.

Для автоматизации работы пунктов приемки свеклы научно-производственная фирма «Симплекс» (1С:Франчайзи, г. Коломна) разработала программно-аппаратный комплекс АСП «Свекла» (автоматизированная система приемки «Свекла»).

В состав программно-аппаратного комплекса входят прикладное решение АСП «Свекла», разработанное на компоненте «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7», а также весовые контроллеры, датчики контроля периметра весовых платформ, регистраторы посещения контрольных точек и электронные носители информации - таблетки Dallas или RFID-метки.

RFID или радиочастотная идентификация представляет собой технологию, использующую радиочастотное электромагнитное излучение для чтения/записи информации на небольшое устройство - бесконтактную метку (далее - метка). Задачами RFID системы являются запись информации об объекте в метку, а также хранение информации и считывание ее из метки. Метка может содержать любую информацию, которая представляется в цифровой форме – данные о типе объекта, его стоимости, весе, температуре и т.д. RFID-система состоит из трех базовых компонентов - внешних считывающих (передатчик/приемник) и записывающих (антенн) устройств, а также радиочастотных меток, в каждую из которых встроены антенна, приемник и передатчик.

Особенностями меток является то, что они крепятся на борт автомобиля при посещении пункта только один раз. В случае умышленного отсоединения в метке прописывается информация о том, что с ней были совершены неправомерные действия. В последующем эта информация выводится в виде сообщения и служит сигналом службе безопасности.

Рассмотрим некоторые особенности хода приемки свеклы с применением АСП «Свекла».

В процессе сдачи свеклы автомобиль должен последовательно посетить «Бракплощадку», «Весовую» (для измерения веса «брутто»), «Лабораторию», «Пункт разгрузки» (кагатное поле), «Весовую» (для измерения веса «тара») и снова «Бракплощадку».

Первое посещение «Бракплощадки»

При первом посещении «Бракплощадки» водитель сдает на въезде товарно-транспортную накладную (ТТН) браковщику, который передает ее оператору. Оператор вводит в программу АСП «Свекла» номер ТТН и другие данные, выбирая их из заранее заполненных справочников. Система обеспечивает ускоренный доступ к данным о свеклосдатчиках, районах, автотранспортных предприятиях, транспортных единицах, бригадах, полях, расстояниях, тарифах и обо всех объектах учета. На практике для оформления одной электронной накладной оператору требуется от 10 до 30 с.

Информацию о типе свеклы и пункте разгрузки (номере кагата) оператору сообщает браковщик исходя из визуального осмотра и оценки качества поступившей свеклы. Далее оператор подносит метку к портативному считывателю информации, который также является средством записи и записывает всю информацию приходной накладной в метку. Затем метка передается браковщику, который крепит ее на борт (дверь) автомобиля. В этот момент в метке активируются часы и устройство контроля «отрыва метки». Затем автомобиль с меткой на борту следует на весы для измерения веса «брутто».

Первое посещение «Весовой»

Заехав на платформу весов, водитель останавливает автомобиль напротив индикатора веса. Начинается обмен данными по радиоканалу между прикрепленной меткой и считывающим устройством весов. Через 3-5 с. вес стабилизируется и на индикаторе появляется сообщение о том, что вес записан и можно покинуть весы. Для устранения путаницы на экране индикатора также отображается следующая контрольная точка, которую должен посетить автомобиль, - «Лаборатория», «Кагат» или «Браковка». Данные взвешивания автоматически передаются по радиоканалу на главный сервер и записываются в информационной базе программы АСП «Свекла». Таким образом, процесс взвешивания происходит полностью в автоматическом режиме без участия человека, и это исключает возможность злоупотреблений при взвешивании. Тому же способствует размещенная на платформе весов система контроля их периметра, задачей которой является недопущение наезда или съезда автомобилей с платформы в процессе взвешивания.

Посещение «Лаборатории»

При прибытии автомобиля в лабораторию оператор с помощью специального устройства, а именно «Бесконтактной печати лаборатории», проверяет необходимость ее посещения. Для этого он направляет устройство в район крепления метки, после этого на индикаторе появляется информация о правильном маршруте, а также отображается вид анализа, для сдачи которого был отправлен груз. Далее оператор берет пробу и тем же способом - дистанционно записывает в метку информацию о посещении лаборатории. Результаты анализа оператор вводит в программу АСП «Свекла».

Посещение «Пункта выгрузки»

Сотрудник пункта выгрузки с помощью устройства «Печать выгрузки», аналогичного «Бесконтактной печати лаборатории», проверяет прохождение предыдущих контрольных точек. В случае правильности маршрута и наличия всей необходимой информации с предыдущих точек автомобиль разгружается, и в метку записывается информация о выгрузке.

Посещение «Весовой»

Далее автомобиль следует на весы для измерения веса «тара». Этот процесс идентичен измерению веса «брутто». Единственное отличие состоит в том, что считыватель информации теперь проверяет прохождение всех контрольных точек и записывает в метку показание веса «тара» только в случае присутствия в ней всей необходимой информации. Если в метке отсутствует хотя бы одна запись о предыдущей контрольной точке, то весовой контроллер сообщит о необходимости ее посещения. Вес при этом не будет записан.

Посещение «Бракплощадки»

На заключительном этапе автомобиль подъезжает на пункт «Бракплощадка» к окну оператора на выезде, сам открепляет с борта автомобиля метку и передает ее оператору. Следует отметить, что после заполнения в метке всех информационных полей устройство несанкционированного «отрыва метки» становится неактивным. Данные взвешиваний и выгрузки уже присутствуют в информационной базе. Оператор подносит метку к считывающему устройству, считывает с нее всю информацию в информационную базу программы АСП «Свекла» и печатает ТТН, в которой указаны все необходимые данные, в том числе о полученной свекле, а также о времени заезда на пункт приемки свеклы и времени выезда. После этого автомобиль покидает территорию пункта, а метка возвращается в общий оборот и готова к следующему использованию.

В конце рабочего дня в информационную систему вводится документ «Закрытие дня». При регистрации документа выполняются основные расчетные операции, такие, например, как расчет зачетного веса и веса сахара в сахарной свекле, распределение зачетного веса по договорам свеклосдатчиков и т.д.

Прикладное решение АСП «Свекла» содержит более 15 специализированных отчетов. Это отчеты «Приемная квитанция по видам заготовки», «Справка о принятой свекле по форме ПК-8», «Ведомость учета движения свеклы и сахара в ней в кагатах и бурачной», «Список начисления сахара выгрузчикам», «Расчеты за доставку сырья» и ряд других.

В течение 2005 г. программно-аппаратный комплекс АСП «Свекла» был внедрен на ряде предприятий в нескольких регионах. Как показала практика, стоимость установки АСП «Свекла» окупается за один сезон.

И. ПЕЛЕЕВ

1С:Франчайзи «НПФ СИМПЛЕКС»

Контактный телефон (495)567-70-40