«1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» по новым правилам бюджетного учета

25 мая 2006
«1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений» по новым правилам бюджетного учета

Источник: «Финансовая газета» № 21, май, 2006 г.

Только бухгалтеры вздохнули с облегчением, сдав годовой отчет по новым правилам бюджетного учета – в 2005 г. кардинально изменилось законодательство по бюджетному учету: вступили в силу новая бюджетная классификация и новая инструкция по бюджетному учету (утверждены приказом Минфина России от 26.08.04 г. № 70н), и снова надо осваивать и переводить бюджетный учет на новый порядок. Приказом Минфина России от 10.02.06 г. № 25н утверждена новая редакция Инструкции по бюджетному учету (далее – Инструкция), действие которой распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.

В связи с существенными изменениями в Плане счетов бюджетного учета и порядке бюджетного учета отдельных операций фирма «1С» разработала новую 6-ю редакцию типовой конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных учреждений», поддерживающую изменения, внесенные в Инструкцию по бюджетному учету, которая вышла 27 апреля 2006 г. – к началу переходного периода.

План счетов и список корректных проводок приведены в соответствие с новой редакцией Инструкции, а также внесены соответствующие изменения в хозяйственные операции электронных документов. Помимо приказа № 25н в конфигурации реализованы и другие нормативные документы, которыми следует руководствоваться при ведении бюджетного учета в 2006 г., в том числе Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 21.12.05 г. № 152н), Рекомендации по применению регистров бюджетного учета (утверждены приказом Минфина России от 23.09.05 г. № 123н) и др.

Новая редакция программы, также как и прежняя (редакция 5), представляет собой целостное методологическое решение по всем разделам учета и позволяет вести учет за несколько бюджетных учреждений в единой информационной базе с автоматическим формированием необходимых регистров бюджетного учета и отчетности как по каждому учреждению в отдельности, так и по всем учреждениям в целом. Это позволяет эффективно организовать работу как централизованной бухгалтерии, так и учреждения, имеющего подразделения или виды средств, по которым необходимо вести отдельный баланс.

Новая Инструкция не предусматривает, как прежде, ведение учета средств предпринимательской деятельности и целевых средств на отдельных счетах. Согласно новой Инструкции учет предпринимательской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений теперь следует отражать на одних и тех же счетах с признаком «2» в разряде 18 номера счета бюджетного учета. При этом в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены, как прежде, отдельные счета для учета целевых средств. Вместе с тем в целях управленческого и налогового учета необходимо организовать обособленный аналитический учет по видам целевых средств, для того чтобы можно было отследить их целевое использование.

В программе предусмотрено два способа определения структуры плана счетов и, следовательно, структуры учета – с ведением всей приносящей доход деятельности на счетах с признаком «2» в разряде 18 номера счета бюджетного учета, а также с открытием к этим счетам субсчетов следующего порядка: 2.2 «ПД» (предпринимательская деятельность), 2.3 «ЦС и БП» (целевые средства и безвозмездные поступления). Вместе с тем обособленный учет целевых средств можно организовать и другими средствами программы.

В «Бухгалтерии для бюджетных учреждений» ведется учет финансовых и нефинансовых активов учреждения, учет расчетов с работниками – по заработной плате, по подотчетным суммам, по недостачам и др., учет расчетов с поставщиками и подрядчиками и другими контрагентами.

Особое внимание уделено автоматизации учета расчетов с дебиторами по доходам. С помощью специализированных электронных документов автоматизированы учет расчетов с родителями за содержание детей; учет расчетов по платному обучению; учет изготовления продукции, выполнения работ; учет расчетов по платным услугам; учет расчетов по аренде федерального (муниципального) имущества, и других доходов от собственности. При этом предусмотрено ведение учета полученных и выданных счетов-фактур и расчетов по налогу на добавленную стоимость, а также автоматическое составление Книги покупок и Книги продаж.

В новой конфигурации ведутся такие разделы, как учет выданных бюджетных кредитов и учет государственного (муниципального) долга, предоставленных гарантий с получением всей необходимой отчетности.

Программа предусматривает:

ведение учета санкционирования расходов бюджета как для получателей, так и для распорядителей средств бюджета;

распределение и учет утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

регистрацию и контроль исполнения принятых бюджетных обязательств;

составление расходных расписаний и реестров на финансирование. В новой редакции программы функциональные возможности этого раздела дополнены возможностью учета: сметных назначений, в разрезе смет, объемов финансирования расходов, источников дополнительного финансирования по арендной плате и др.

По каждому разделу учета предусмотрено формирование как регламентированных регистров бюджетного учета, так и дополнительных отчетов, позволяющих представить информацию в удобном для анализа виде.

Для облегчения перехода на новый порядок учета пользователей «Бухгалтерии для бюджетных учреждений» в редакции 5 реализован автоматический перенос накопленной информации в новую базу справочной информации остатков по счетам по состоянию на 1.01.06 г., а также документов и операций 2006 г. Инструкция по переносу данных включена в поставку редакции 6, что позволит существенно сократить время формирования учетных данных исходя из положений Инструкции, а также оперативно составить бюджетную отчетность за полугодие исходя из новых правил бюджетного учета.

Выпущены новые редакции и других программных продуктов «1С» для бюджетного учета – конфигурации «Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств» и программы «1С:Воинская часть».

Зарегистрированные пользователи могут получить новые редакции программ в обычном порядке обновления программы – бесплатно. Это существенная экономия средств для более 90 тыс. бюджетных учреждений России – пользователей программ «1С».

Обновления программ можно получить в фирме «1С» или у ее партнеров, а также в составе июньского выпуска ИТС (Информационно-технологическое сопровождение «1С:Предприятия») за 2006 г.

Информация по использованию новых редакций включена в программы в электронном виде. Вместе с тем официальные пользователи программ имеют возможность обновить документацию в необходимом количестве экземпляров (на платной основе). Книги содержат подробное описание программы, а также технологию ведения бюджетного учета с ее применением.

Перейти на новый порядок бюджетного учета бюджетным учреждениям помогает большая партнерская сеть фирмы «1С», для которых проведены консалтинговые семинары на тему «Бухгалтерия для бюджетных учреждений. Редакция 6. Изменения в бюджетном учете. Порядок конвертации данных».

Пользователи могут ознакомиться с изменениями в бюджетном учете, а также реализацией этих изменений в программных продуктах фирма «1С» на семинарах «Изменения в бюджетном учете в 2006 году. Применение «1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений, ред.6», проводимых «1С» вместе с региональными партнерами более чем в 100 городах России.

Специалисты партнерской сети имеют большой опыт массового перевода пользователей на новые решения фирмы «1С», выпускавшиеся при радикальном изменении законодательства, как по хозрасчетному, так и бюджетному учету и готовы к переводу бюджетных учреждений на новый порядок учета и новые программные продукты.

Фирма «1С» рассчитывает, что бюджетные учреждения смогут своевременно получить программные средства, позволяющие вести учет по новым правилам, а также необходимую информационную, техническую и методическую поддержку.

К. СЕРГЕЕВА

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57