Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
22 апреля 2005 Статьи Архивный материал

В начале апреля фирма «1С» выпустила новый релиз платформы системы программ «1С:Предприятие 8.0».

В новой версии 8.0.10 оптимизированы различные режимы работы, расширены и улучшены возможности администрирования и конфигурирования «1С:Предприятия», внесены усовершенствования в эргономику системы, а также реализован ряд новых функциональных возможностей. Далее мы кратко рассмотрим небольшую часть новых функциональных возможностей.

Бизнес-процессы

Бизнес-процессы в организациях могут представлять собой достаточно сложные ветвящиеся структуры связанных элементарных операций, направленных на достижение общей цели. Механизм бизнес-процессов, реализованный в «1С:Предприятие 8.0» позволяет разработчикам описывать и создавать бизнес-процессы в прикладных решениях, а пользователям - управлять выполнением бизнес-процессов.

Рассмотрим возможный простейший вариант реализации разработчиком бизнес-процесса «Продажа за наличный расчет». Участниками бизнес-процесса будут являться покупатель, менеджер и начальник отдела розничной торговля, бухгалтер, а также кладовщик. Предположим, в организации действует правило, в соответствии с которым менеджер может самостоятельно предоставить клиенту скидку, но только до 10 процентов. Предоставление скидки большего размера также возможно, но только после утверждения данного решения начальником отдела.

Весь бизнес-процесс разбивается разработчиком на несколько элементарных операций – выписка менеджером счета и расходной накладной, получение бухгалтерией оплаты от покупателя, выдача кладовщиком товара покупателю. Также в бизнес-процессе предусматривается необходимость согласования сделки с начальником, в случае превышения менеджером максимального размера скидки.

Для каждой элементарной операции разработчик формирует в системе свою задачу – «Выписка счета и расходной накладной», «Согласование счета», «Получение оплаты» и «Отгрузка товара со склада». Задачи являются «движущей силой» механизма бизнес-процессов. У каждой задачи бизнес-процесса есть реквизит «Точка маршрута».

 

Логика бизнес-процесса, другими словами взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы и другие объекты, наглядно описывается в виде карты маршрута. Карта маршрута позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа, а также легко описывать алгоритмы условных переходов и реакцию бизнес-процесса на различные события. Процедуры проверки скидок и их согласования размещены в модуле бизнес-процесса как обработчики проверки условий соответствующих точек карты маршрута.

В режиме «1С:Предприятие» в начале сделки с каждым клиентом стартует отдельный бизнес процесс. После выполнения задачи бизнес-процесс, породивший ее, выполняет переход на следующую точку маршрута в соответствии с картой маршрута. То есть, после того как бухгалтер получил наличные денежные средства и зарегистрировал эту операцию в системе, бизнес-процесс переходит в точку «Отгрузка товара со склада». При этом на экране кладовщика, который должен выполнить определенные действия в данной точке маршрута в списке задач появляется соответствующая задача. Пройденные точки маршрута, а также текущие точки, в случае сложных разветвленных бизнес-процессов текущих точек может быть несколько, имеют на карте маршрута разное графическое оформление.

Заметим, что задачи, также имеют самостоятельную прикладную ценность и могут использоваться отдельно от бизнес-процессов. С помощью задач можно сформировать список заданий и назначить их конкретным исполнителям как напрямую, так и посредством ролевой маршрутизации,

Для создания карты маршрута бизнес-процесса можно использовать все оформительские возможности, предоставляемые Графической схемой.

Условная маршрутизация бизнес-процессов может представлять собой как выбор одного из двух, так и выбор одного из нескольких возможных вариантов маршрута. Ход выполнения бизнес-процесса может разветвляться на несколько параллельных путей, выполнение которых необходимо для дальнейшего продвижения процесса. Для любой задачи, выполняемой в ходе бизнес-процесса, может быть определен один или несколько исполнителей, которые должны ее выполнить.

Особенностью механизма бизнес-процессов является то, что разработчик прикладного решения может разрабатывать маршрутную карту, не ориентируясь на конкретных сотрудников или подразделения. Разработчик создает описание бизнес-процесса, опираясь на роли пользователей или другую информацию, не имеющую специфики конкретной организации. Соответствие сотрудников выполняемым ими ролям устанавливается в ходе внедрения с помощью механизма многомерной ролевой адресации и может меняться уже в процессе эксплуатации прикладного решения, например, при изменении организационной структуры предприятия или в случае временного замещения сотрудников

Таким образом, с помощью бизнес-процессов можно сформулировать, а затем реализовать правила выполнения отдельных операций и взаимосвязь ме6жду ними. Это позволяет значительно сократить или даже полностью исключить ошибки в ходе выполнения бизнес-процесса, связанные с человеческим фактором. Работа с простым списком заданий позволяет сотрудникам сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей.

Применение механизма бизнес-процессов позволяет формализовать организационную деятельность и возложить обязанности по управлению совместной работой сотрудников на плечи прикладного решения, что в результате ведет к более эффективному использованию рабочего времени.

Данные о выполнении задач и ходе бизнес-процессов могут служить источником информации для оптимизации деятельности организационной структуры предприятия, выявления узких мест и скрытых ресурсов, и являться средством поддержки процессного управления.

В версии 8.0.10 «1С:Предприятия» механизм бизнес-процессов реализован в финальном варианте. В ней доработаны имеющиеся возможности, как для разработчиков, так и для пользователей, а также добавлены новые. Изменены и улучшены дизайн и эргономика работы с картой маршрута бизнес-процесса, использование параллельных вложенных бизнес-процессов стало более удобным, выполнено несколько других улучшений.

Географическая схема

В версии 8.0.10 реализован новый механизм работы с географическими схемами. Этот механизм позволяет наглядно анализировать данные в разрезе их географического положения: стран, регионов, городов.

Данные на географических схемах могут отображаться различными способами - в виде текста, гистограммы, цветом, картинкой, кругами различного диаметра, различного цвета или оттенка цвета, круговыми диаграммами. Географическая схема позволяет отобразить, например, объемы продаж по регионам в виде гистограмм, картинок, круговых диаграмм и других графиков. Пользователь может изменять масштаб отображаемой схемы, получать расшифровки при нажатии мыши на объектах схемы и даже создавать новые географические схемы в режиме 1С:Предприятие.

Пользователи системы «1С:Предприятие 8.0», подписанные на информационно-технологическое сопровождение (ИТС), в майском выпуске этого года получат электронные карты России и мира, которые можно будет использовать для создания собственных приложений, использующих географические объекты.

Графическая схема

Графическая схема, новый инструмент, реализованный в версии 8.0.10, позволяет создавать различные организационные, структурные и другие схемы для графического оформления прикладного решения. Графическая схема может использоваться как самостоятельный документ или отображаться в формах и отчетах. Для создания графических схем могут использоваться различные элементы отображения, декорации, линии, картинки.

Также в версии 8.0.10 значительно расширен набор типов диаграмм, которые могут быть использованы для визуализации результатов отчетов. Теперь можно работать также со следующими типами диаграмм –нормированная, поверхностная, радарные и измерительная.

И. Сидоров

Фирма «1С»

Контактный телефон (095) 737-92-57