Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
24 марта 2006 Статьи Архивный материал

Объединение ЗАО «Победа ЛСР» является крупнейшим производителем кирпича России. Оно входит в промышленно-строительный холдинг «Группа ЛСР» и образовано 1 июля 2005 г. в результате слияния трех кирпичных заводов Северо-Западного региона - «Победа», «НПО Керамика» и «Ленстройкерамика».

После принятия руководством корпорации «Группа ЛСР» решения об объединении заводов была сформулирована задача по созданию новой информационной системы предприятия, запуск которой в промышленную эксплуатацию должен был состояться одновременно со слиянием предприятий, т.е. 1 июля 2005 г. В качестве основы новой системы было решено использовать программу «1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием».

Разработка и внедрение автоматизированной системы были поручены компании ИТРП (1С:Франчайзи, г. Москва). Управление проектом выполнялось рабочей группой, включающей ведущих менеджеров предприятия, в том числе высшее руководство.

Проект автоматизации имел несколько особенностей, одной из которых являлись сжатые сроки. Запуск системы в промышленную эксплуатацию должен был состояться через два с половиной месяца, а окончание первого этапа автоматизации - через пять месяцев после начала работ. Первый этап автоматизации предусматривал поддержку системой ключевых бизнес-процессов предприятия на участках «Продажа», «Отгрузка», «Бухгалтерский учет», «Материально-техническое обеспечение (МТО)», «Финансы» и на других участках. Требовалось решить задачу по унификации учета на различных предприятиях и реализовать единую для всех предприятий модель учета в рамках системы «Управление производственным предприятием». Было также необходимо обеспечить консолидацию данных нескольких предприятий в одной информационной системе. При этом весь комплекс задач по внедрению нужно было решать в условиях отсутствия возможности ведения параллельного учета в прежних системах.

Планирование и выполнение отгрузок

Поставка стеновых материалов на объекты строительства должна выполняться строго в соответствии с планами отгрузки, согласованными между клиентом, поставщиком и перевозчиком, порой с точностью до часов и даже минут. Невыполнение этих планов чревато серьезными потерями как для клиента, так и для поставщика. В результате тщательно проведенной подготовительной работы, продуманной реализации в системе участка планирования и выполнения отгрузок отгрузка в объединении началась 1 июля 2005 г. в соответствии с планом и выполняется без сбоев.

Материально-техническое обеспечение

Одной из приоритетных задач при разработке новой системы явилось обеспечение полноценной поддержки бизнес-процессов МТО. В результате внедрения системы на предприятии был организован единый документооборот, который обеспечил поддержку не только бизнес-процессов МТО, но и управления запасами, денежными средствами и бюджетирования. При внедрении системы особое значение уделено согласованной работе персонала разных подразделений. Например, система статусов документов не позволяет производственному персоналу корректировать свою заявку на МТО после того, как она была утверждена и включена в план.

Нормирование расходов на производство

Нормирование и отнесение расходов на производство продукции в объединении имеют такую особенность, как наличие большого количества позиций номенклатуры с идентичными нормами расхода материальных и нематериальных ресурсов. Другая особенность заключается в отнесении некоторых затрат на стоимость конкретных материалов. В керамическом производстве это важно в связи с тем, что основную долю стоимости сырья, которым являются глина и песок, составляют транспортные расходы. Данные особенности в полной мере учтены в системе.

Оперативный учет в производстве

На основании документов оперативного учета в системе формируются отчеты о выпуске полуфабрикатов, готовой продукции, технологических параметрах производства, по расходу сырья на производство и др. На основании документов также отражается производственная деятельность в бухгалтерском учете.

Ввод документов оперативного учета в производстве выполняется непосредственно производственным персоналом - начальниками смен, сменными мастерами и диспетчерами.

Для облегчения работы с системой начинающих пользователей предусмотрены специальные меры - формы диалогов имеют упрощенный вид, заполнение многих реквизитов выполнятся автоматически. Кроме того, состав данных, которые доступны для ввода в конкретный документ оперативного учета, ограничен контекстом документа. Например, в документ, фиксирующий выпуск продукции, можно подобрать только ту продукцию, которая выпускается в данном подразделении, при этом можно указать расход лишь того сырья, которое содержится в спецификации. При указании состава смены можно ограничить список только теми сотрудниками, график работы которых совпадает с текущей сменой, и т.д.

Привлечение производственного персонала к процессу ввода данных в информационную систему позволило повысить достоверность и оперативность вводимых данных, а также оптимизировать затраты по ведению производственного учета. В результате удалось сократить сроки закрытия месяца, расчета себестоимости и формирования отчетности.

Подсистема «Маркетинг»

В подсистеме «Маркетинг» ведется учет сведений об объектах строительства, включая данные планирования и учет этапов строительства, мониторинг событий, связанных с объектом. Выполняется расчет общей потребности объекта в стеновых материалах по заданным нормативам. На основе общей потребности рассчитывается график поставок материалов на объект. Осуществляется учет объема поставок на объект стеновых материалов как собственного производства, так и сторонних поставщиков.

Кроме того, в подсистеме ведутся учет и анализ информации о посредниках, продавцах, конкурентах-производителях, учет статусов потенциальных клиентов, реализована группировка клиентов в зависимости от их готовности работать с объединением, а также предусмотрены учет общей информации по рынку стеновых материалов и анализ емкости этого рынка.

Грамотная маркетинговая политика, поддержанная средствами системы, обеспечивает предприятию лидирующие позиции на рынке стеновых материалов в Северо-Западном регионе.

Розничные продажи

Важной особенностью розничных продаж в объединении является практика частичных отгрузок покупателю. Частичная отгрузка выполняется, например, в случае если покупатель не может одним рейсом вывезти всю приобретенную продукцию и вывозит ее несколькими рейсами. Возможна также ситуация, в которой отгрузка по одному оплаченному счету может производиться из нескольких торговых точек, расположенных по разным адресам. В системе предусмотрен учет нескольких отгрузок, выполненных по одному оплаченному счету.

В настоящее время в объединении «Победа ЛСР» автоматизировано 120 рабочих мест. Внедрение информационной системы способствовало эффективной реорганизации основных бизнес-процессов предприятия, таких, как сбыт, снабжение и финансовый учет. В результате автоматизации все предприятия объединения, включая розничную сеть магазинов «Кирпичный центр», работают в единой информационной базе.

Дальнейшие планы по автоматизации предполагают ввод в действие второй очереди системы, включающей новые функциональные возможности управленческого и производственного учета, планирования, налогового учета, обслуживания и ремонта оборудования, а также предусматривающей дальнейшее развитие функциональных возможностей на участке бюджетирования и при формировании консолидированной отчетности.

А. АНДЮКИН, Н. ЗАВЬЯЛОВА

1С:ФРАНЧАЙЗИ «ИТРП»

Контактный телефон (495)978-17-19