Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
16 июля 2005 Статьи Архивный материал

В связи с реформированием бюджетного учета до 1 октября 2005 г. все бюджетные учреждения России должны перейти на новый План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина России от 26.08.04 г. № 70н (далее - приказ № 70н), и составить за 9 месяцев 2005 г. бухгалтерский отчет по новым формам, утвержденным приказом Минфина России от 21.01.05 г. № 5н (далее - приказ № 5н).

В целях проверки готовности бюджетных учреждений к работе по новым правилам учета ряд министерств, ведомств и финансовых органов принял решение собрать за полугодие пробный баланс по новым формам. В комплект регламентированных отчетов за полугодие 2005 г. наряду с бухгалтерской отчетностью согласно приказу Минфина России от 15.06.2000 г. № 54н включены бухгалтерские отчеты по формам, утвержденным приказом № 5н. Они объединены в группы “Бухгалтерская отчетность (приказ 54н) для 107н” и “Бухгалтерская отчетность (приказ 5н) для 70н” соответственно.

В редакциях программ, предназначенных для ведения учета по Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом № 70н, в том числе в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений”, отчеты группы “Бухгалтерская отчетность (приказ 5н) для 70н” заполняются в автоматическом режиме в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом № 5н (далее - Инструкция № 5н).

Рассмотрим порядок составления новых регламентированных отчетов в программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений” на примере баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130) (далее - баланс).

Для составления баланса исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета в списке регламентированных отчетов нужно выбрать строку “Форма 0503130, Баланс” (раздел “Бухгалтерская отчетность - Бухгалтерская отчетность (приказ 5н) для 70н”). На экране появится форма отчета, состоящая из двух частей - диалога, управляющего формированием отчета, и таблицы с показателями отчета.

Настройка параметров формирования отчета

В диалоге, управляющем формированием отчета (см. рисунок), следует:

  • установить период, за который будет сформирован отчет, выбрав дату, на которую следует формировать баланс. Согласно Инструкции № 5н бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года, поэтому отчет формируется нарастающим итогом с начала года по установленную дату. Баланс можно формировать как ежемесячно, так и ежеквартально. Например, если выбрана дата “01.07.2005”, то составляется баланс за первое полугодие 2005 г.; если задана дата “01.08.2005”, то баланс составляется за период с 1.01.2005 г. по 31.07.2005 г.;
  • выбрать, составлять отчет в целых рублях (в реквизите “Ед. изм.” выбрать опцию “в рублях”) или в целых тысячах (в реквизите “Ед. изм.” выбрать опцию “в тысячах рублей”);
  • для формирования баланса в рублях с копейками в реквизите “Точность” указать “2”. При формировании отчета для представления вышестоящему распорядителю бюджетных средств (в бумажном или электронном виде) значения реквизитов “Ед. изм.” и “Точность” следует устанавливать в соответствии с требованиями распорядителя средств. Согласно Инструкции № 5н бюджетная отчетность составляется в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой как получателями, так и распорядителями средств, поэтому по умолчанию в качестве единицы измерения установлен “рубль”, точность - 2 знака после запятой;
  • выбрать учреждение, по данным которого нужно получить баланс. В программе “1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений” предусмотрено ведение учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения, выделенных на самостоятельный баланс) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Поэтому для составления баланса по конкретному учреждению его следует выбрать из списка учреждений. Для составления консолидированного баланса по всем учреждениям (структурным подразделениям) надо включить флажок “Сводный”.

В реквизите “Дата составления” можно указать дату составления отчета. По умолчанию устанавливается текущая дата.

Для автоматического заполнения табличной части отчета по данным бухгалтерского учета следует нажать кнопку “Заполнить”. На экране появится сформированный отчет.

Формирование отчета

Отчет формируется в соответствии с Инструкцией № 5н, в частности, приводятся:

  • в графе 1 актива и пассива баланса, наименования показателей - наименования и коды счетов бюджетного учета, в графе 2 - коды строк;
  • в графах 3, 4, 5 “На начало года” актива баланса - дебетовые сальдо (сумма дебетовых сальдо) по счетам, перечисленным в строках формы, на начало отчетного года;
  • в графах 6, 7, 8 “На конец отчетного периода” актива баланса - дебетовые сальдо (сумма дебетовых сальдо) по счетам, перечисленным в строках формы, на конец отчетного периода. При составлении баланса за полугодие - на 1 июля 2005 г.;
  • в графах 3, 4, 5 “На начало года” пассива баланса - кредитовые сальдо (сумма кредитовых сальдо) по счетам, перечисленным в строках формы, на начало отчетного года;
  • в графах 6, 7, 8 “На конец отчетного периода” пассива баланса - кредитовые сальдо (сумма кредитовых сальдо) по счетам, перечисленным в строках формы, на конец отчетного периода;
  • в графах 3, 6 - бюджетные средства - сальдо по счетам, имеющим код “1” в 18 разряде счета бюджетного учета (субсчетам с типом источника финансирования “Бюджет”);
  • в графах 4, 7 - внебюджетные средства - сумма сальдо по счетам, имеющим код “2” и “3” в 18 разряде счета бюджетного учета (субсчетам с типом источника финансирования “ПД” и “ЦС и БП”);
  • в графах 5, 8 - итоговые показатели по синтетическим и аналитическим счетам Плана счетов бюджетного учета.

При печати в незаполненных строках отчета будут проставлены прочерки.

Для автоматического составления баланса необходимо, чтобы в программу были введены входящие остатки на 1.01.05 г. и все операции за полугодие исходя из принципов учета, изложенных в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом № 70н.

Для правильного формирования данных баланса отдельно по бюджетным и по внебюджетным источникам в программе следует отражать каждую финансово-хозяйственную операцию бухгалтерскими записями по дебету одного счета и кредиту другого счета строго по определенному источнику финансирования.

Следует отметить, что в Плане счетов бюджетного учета, утвержденном приказом № 70н, не предусмотрены активно-пассивные счета. Все счета являются или активными, или пассивными, поэтому в активе или пассиве баланса могут быть остатки со знаком “минус”. В таблице отчета такие остатки выделены красным цветом.

Красным цветом в отчетах “1С:Бухгалтерии для бюджетных учреждений” выделяются остатки по счетам в том случае, если по активному счету имеется кредитовый остаток или по пассивному счету - дебетовый остаток. При ведении учета по прежним правилам это свидетельствовало об ошибке, например наличие отрицательного остатка в активе баланса по счету “Касса” свидетельствовало о наличии кредитового остатка в учете.

Из-за отсутствия активно-пассивных счетов в Плане счетов бюджетного учета отрицательный остаток по счету не всегда является ошибкой. Например, если на конец отчетного периода поступил аванс от покупателя, счет расчетов с дебиторами по доходам (205) - активный, поступившие от покупателя авансы отражаются по кредиту счета 205. В этом случае в балансе кредитовый остаток по счету 205 будет показан в активе баланса со знаком “минус”. Такая же ситуация может сложиться, если на конец отчетного периода у учреждения есть переплата по какому-либо налогу и в других случаях. Более показательный пример - если учреждение не является администратором доходов бюджета, то в строках раздела IV “Финансовый результат” в графах 3 и 6 баланса всегда будут отрицательные значения. Следовательно, при появлении отрицательных остатков в балансе следует тщательно проанализировать каждую такую сумму.

Согласно п. 5 Инструкции № 5н бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. До составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.

В связи с тем, что в актив баланса включается только остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, валюта баланса (актив = пассиву) по графе 5 “На начало года, итого” должна быть равна сумме в строке “Итого” графы “Остаток на начало года” Главной книги (“Регламентированные регистры бюджетного учета - Главная книга”), а также итогу графы “Сальдо на начало периода” оборотно-сальдовой ведомости (ОСВ) (нарастающим итогом с начала года) за минусом суммы амортизации основных средств и нематериальных активов.

Валюта баланса (актив = пассиву) по графе 8 “На конец отчетного периода, итого” в течение года должна быть равна сумме в строке “Итого” графы “Остаток на конец периода” Главной книги, а также итогу графы “Сальдо на конец периода” ОСВ (нарастающим итогом с начала года) за минусом суммы амортизации основных средств и нематериальных активов, а также суммы остатков по счетам раздела 5 “Санкционирование расходов бюджета” Плана счетов бюджетного учета, которые также не включаются в баланс.

Сформированный отчет можно распечатать (кнопка “Печать”) и сохранить (кнопка “Сохранить”) для последующей выгрузки в электронном виде.

К. СЕРГЕЕВА
Фирма “1С”
Контактный телефон (095) 737-92-57