Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
25 ноября 2002 Статьи Архивный материал

Отпускная цена буклетов, книг, билетов и другой полиграфической продукции в типографии определяется исходя из тиража, стоимости и количества материалов, основных производственных операций и дополнительных услуг (биговка, ламинирование и т.д.), необходимых для ее изготовления.

Использование большого количества производственных операций и широкого ассортимента материалов приводит к необходимости при расчете стоимости заказа учитывать много параметров. В результате задача минимизации времени, затраченного на оформление заказа в типографии и расчет его стоимости, является чрезвычайно актуальной.

Для автоматизации оформления заказов и оперативного учета на предприятиях полиграфической промышленности компания "Армекс" (1С:Франчайзи, г. Москва) разработала программный продукт "Армекс:Полиграфия". Данный программный продукт представляет собой конфигурацию системы программ "1С:Предприятие". Консультационную поддержку в процессе разработки оказывала полиграфическая компания "Амос".

Программа разрабатывалась с учетом насущных потребностей в автоматизации полиграфических предприятий. Например, при выполнении с ее помощью расчета стоимости заказа предусмотрено использование свыше 50 различных параметров. Это позволяет применять программу для расчета стоимости практически любых видов полиграфической продукции. Автоматизированы также учет материалов на складах типографии, оформление передачи заказа в производство, отгрузки готовой продукции заказчику и другие операции. Предусмотрен контроль за состоянием взаиморасчетов с покупателями и поставщиками. Рассмотрим далее особенности этого программного продукта.

Оформление заказа и расчет его стоимости

Для приема и калькуляции заказа в конфигурации используется документ "Заказ". С помощью этого документа производится учет технологических операций, необходимых для выполнения заказа, а также исходя из расценок на операции рассчитывается его общая стоимость.

Производство печатной продукции в общем случае состоит из следующих этапов: "препресс" (допечатная подготовка), "пресс" (печать), "постпресс" (послепечатная обработка) и дополнительные операции. Каждый этап характеризуется своим набором технологических операций и применяемых материалов. На этапе "препресса", например, могут быть выполнены сканирование, изготовление цветопробы, верстка, вывод пленок, запись на электронные носители и другие операции. Характеристики операций по "препрессу" и "постпрессу", наиболее распространенных в полиграфической промышленности, введены в программе в соответствующие справочники с указанием стоимости и количества материала, используемого при выполнении каждой операции. Эти данные могут быть скорректированы. В случае необходимости в списки технологических операций можно добавить новые операции и задать их параметры.

Стоимость технологических операций на этапе "пресс" рассчитывается с учетом модели печатного станка, формата издания, величины тиража и красочности. Данные о стоимости печати в зависимости от указанных параметров хранятся в специальных справочниках. Количество и стоимость листов приладки для выполнения данного заказа рассчитываются автоматически. Все автоматически рассчитанные параметры операций этапа "пресс" могут быть изменены вручную.

После ввода в документ "Заказ" всех нужных технол огических операций можно автоматически на основании справочных данных о материалах, необходимых для выполнения операций, рассчитать количество и стоимость материалов, которые будут использованы при выполнении заказа.

Расчет необходимого для печати количества бумаги ведется с помощью данных о формате требуемой продукции, размере тиража и формате станка. Полиграфические предприятия приобретают бумагу "по весу", а затем разрезают на листы нужного формата, поэтому в программе предусмотрен пересчет бумаги "по весу" в количество листов выбранного формата. Предусмотрен также расчет оптимальной раскладки формата изготавливаемой продукции на формат печатного станка.

В дальнейшем на основании документа "Заказ" можно выписать счет на оплату, зарегистрировать задолженность заказчика, сформировать заказ материалов поставщику, списать материалы в производство, зарегистрировать поступление на склад готовой продукции и ее отгрузку.

Для облегчения работы оператора, контролирующего состояние и выполнение заказов, все заказы в соответствующем журнале отсортированы по статусу на специальных закладках - "Принят", "Принят к выполнению", "Выполнен".

Операция по поступлению материалов на склад оформляется с помощью документа "Приходная накладная". Данный документ можно вводить на основании документа "Заказ поставщику". Для контроля материалов на складе предназначены отчеты "Остатки материалов" и "Движения материалов".

Списание материалов со склада в производство выполняется с помощью документа "Списание материалов". Этот документ используется также для регистрации возврата материала поставщику и его списания в брак. Информацию о движении материалов в производстве, возвратах поставщику и списании в брак можно получить с помощью соответствующих отчетов.

Для регистрации факта выполнения заказа используется документ "Поступление готовой продукции". При регистрации этого документа производится списание материалов из производства на выпуск заказа, а заказ учитывается на складе готовой продукции.

В программе предусмотрен учет взаиморасчетов с покупателями и поставщиками. При этом взаиморасчеты с покупателями ведутся в разрезе заказов, а взаиморасчеты с поставщиками - в разрезе приходных документов. Оплата задолженности регистрируется с помощью документов "Выписка", "Приходный кассовый ордер" и "Расходный кассовый ордер".

Для контроля за состоянием взаиморасчетов используются отчеты "Взаиморасчеты с поставщиками" и "Взаиморасчеты с покупателями". Информацию об операциях с наличными и безналичными денежными средствами можно получить с помощью отчетов "По расчетному счету" и "По кассе".

В конфигурации предусмотрено формирование печатных форм расходной накладной, ТОРГ-12, счета-фактуры, платежного поручения и технологической карты заказа.

Конфигурация интегрируется с такими программными продуктами, как "1С:Бухгалтерия 7.7", программой "клиент-банк". Для работы с конфигурацией необходимо наличие компоненты "Оперативный учет" системы программ "1С:Предприятие".

Конфигурация "Армекс:Полиграфия" получила от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".

С. КАЩЕЕВ
"1С:Франчайзи - Армекс"
Контактный телефон 787-72-43

 "Финансовая газета" №47, ноябрь, 2002 год