"1С:Предприятие" для учета медицинских услуг

11 февраля 2002
"1С:Предприятие" для учета медицинских услуг

Источник: «Финансовая газета» №8, февраль, 2002 год

Для автоматизации учета услуг, оказываемых в медицинских организациях (клиниках), фирма "Аналит" (1С:Франчайзи, г. Москва) разработала конфигурацию "Аналит: Медицинские услуги".

В программе ведется картотека амбулаторных карт пациентов. Карта вводится в систему при первом посещении (заключении договора) с медицинской организацией. В нее вводится общая информация о пациенте, которую он пожелал сообщить. Возможно также ведение "анонимных" амбулаторных карт.

В программе предусмотрена возможность учета различных категорий пациентов. В зависимости от категории цена на оказываемые услуги может отличаться. Количество категорий может изменяться на любом этапе функционирования программного комплекса. Реализована одна "бесплатная" категория (чаще называемая "по квоте" или по "направлению"), при работе с которой персонал, оказывающий медицинские услуги, получает вознаграждение в полном объеме.

Кроме общей информации, записанной в амбулаторной карте, для каждого пациента хранится история его обращений, известные аллергии и особые состояния. История обращений включает все услуги, оказанные медицинской организацией, и все поставленные врачами диагнозы.

По оказанным услугам в программе отслеживается состояние взаиморасчетов. Пациент может обслуживаться в организации на общих основаниях, расплачиваясь наличными, а также по договору с организацией. Это может быть организация-работодатель или страховая компания, оказывающая услуги добровольного медицинского страхования. В этом случае оплата услуг обычно происходит по безналичному расчету. Существует возможность учета услуг, оказанных в долг.

Все медицинские услуги в конфигурации подразделяются на три вида: обычные, оборотные и встречные. Встречные услуги - это услуги, выполняемые сторонними организациями. Например, при невозможности проведения какого-либо анализа медицинская организация производит забор материала для него, а сам анализ выполняет сторонняя лаборатория. По встречным услугам со сторонними организациями ведутся взаиморасчеты. К оборотным относятся услуги, при расчете прибыли по которым из полученного дохода вычитаются затраты на израсходованные материалы.

В конфигурации предусмотрено, что в процессе оказания пациенту услуги могут принимать участие несколько типов медицинских работников - до трех врачей (выдавший направление, лечащий и ассистирующий) и до двух медсестер. При этом по каждой услуге для каждого типа работника можно установить свое вознаграждение - фиксированной суммой или процентом.

Конфигурация "Аналит: Медицинские услуги" может использоваться тремя категориями пользователей - администраторами, врачами и бухгалтерами.

Администратор лечебного учреждения, работая с программой, ведет расписание приема врачей и вводит в амбулаторную карту первоначальную информацию о пациенте. Для формирования расписания врачей по отделениям и кабинетам медицинской организации в конфигурации предназначен документ "Расписание". Расписание оформляется для каждого отделения на один день. В нем для каждого врача указываются время начала и окончания приема, продолжительность приема одного пациента и номер кабинета. Исходя из этих данных в системе формируется "сетка" расписания врачей для записи пациентов.

В процессе оказания пациенту услуг врач вводит в систему "Карту приема". Это один из основных документов, с помощью которого в системе регистрируются услуги, оказанные пациенту. Информация в карте размещается на двух "страницах". На первую страницу карты помещается информация о состоянии пациента, основном и сопутствующем диагнозах и результатах лечения, различные комментарии - обоснование диагноза и результаты проведенного лечения, а также прогноз и лечебно-профилактические рекомендации. Основной и сопутствующий диагноз выбираются из справочника МКБ № 10 (Международный классификатор болезней № 10). Здесь же размещается поле, в котором можно выбрать вариант оплаты медицинских услуг - "по счету" или "за наличные". Если в амбулаторной карте пациента выбрана какая-либо страховая фирма, то в это поле автоматически подставляется значение "по счету". Подразумевается, что в этом случае медицинские услуги будет оплачивать страховая фирма. Если пациент желает самостоятельно за наличный расчет расплатиться за услуги, то выбирается вариант оплаты "за наличные".

Документ "Карта приема" имеет три печатные формы - "Договор на предоставление медицинских услуг", "Акт об оказанных медицинских услугах" и "Карта приема". Номер договора при этом совпадает с номером амбулаторной карты пациента, а номер акта - с номером документа "Карта приема".

Перечень медицинских услуг, оказанных пациенту, содержится на второй странице "Карты приема". Для каждой услуги можно зафиксировать персонал, который ее оказал.

Если выбран вариант оплаты "за наличные", то после заполнения документа "Карта приема" в режиме "Оплата" можно ввести строку в документ "Оплата" по данному пациенту. Документ "Оплата" предназначен для отслеживания оплаты медицинских услуг только за наличный расчет. В нем содержится информация обо всех неоплаченных "Картах приема" на выбранную дату, суммах "к оплате", проведенной оплате и задолженности по каждой карте.

Результаты деятельности организации обобщает бухгалтер. С помощью автоматизированной системы он получает отчеты по оказанным услугам, по состоянию взаиморасчетов с внешними поставщиками услуг и организациями, направляющими свой персонал на лечение или обследование.

Состояние взаиморасчетов с организациями-плательщиками за медицинские услуги бухгалтер контролирует с помощью документа "Акт об оплате". После выбора организации-плательщика этот документ автоматически заполняется данными о пациентах, услуги которым еще не оплачены. Печатная форма "Акта об оплате" может служить приложением к акту приема-сдачи выполненных работ со страховыми компаниями и организациями, заключившими договоры на медицинское обслуживание. Для контроля за состоянием взаиморасчетов с организациями, оказывающими "внешние услуги", предназначен документ "Акт по себестоимости".

Отдельная задача, решаемая в автоматизированной системе, - это формирование и контроль цен на оказанные услуги по различным категориям пациентов. Для этой цели в конфигурации предусмотрен документ "Ценообразование". Расчет цен для выбранной категории пациентов производится автоматически исходя из значения базовой цены и коэффициента категории.

Регистрация в системе факта передачи материалов со склада материально ответственному лицу и последующее их списание с него также производятся с помощью соответствующих документов.

Для получения сводных данных по различным участкам деятельности организации в конфигурации используются разнообразные отчеты. С их помощью можно получить информацию о размерах доплат медицинским работникам за оказанные ими медицинские услуги, прибыльности различных направлений деятельности, сделать вывод о целесообразности вложений в различные рекламные источники, о выполненных внешних процедурах по выбранной организации и т.д.

Для работы с конфигурацией необходимо наличие компоненты "Оперативный учет" системы программ "1С:Предприятие".

Конфигурация "Аналит: Медицинские услуги" получила от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".

Д. ГОНЧАРОВ
"1С:Франчайзи - Аналит"
Контактный телефон (095) 787-22-83

 "Финансовая газета" №8, февраль, 2002 год