Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
24 марта 2003 Статьи Архивный материал

В настоящее время принят ряд документов как федерального, так и местного уровня, определяющих порядок оборота земель различных форм собственности, категорий и территориальных зон.

Для автоматизации учета земельных участков, договоров с арендаторами земли, расчета арендной платы и контроля за ее поступлением фирма "Бизнес-Софт" (1С:Франчайзи, г. Вологда) разработала конфигурацию "Бизнес-Софт: Учет договоров аренды земли" системы программ "1С:Предприятие 7.7". Эта разработка адресована ответственным исполнителям, бухгалтерам, руководителям отделов и департаментов, отвечающих за ведение учета земельных участков. Рассмотрим особенности данного программного продукта.

Сведения о земельном участке

Плата за аренду земельного участка в общем случае зависит от таких факторов, как форма собственности, категория и территориальная зона, в которой находится земельный участок, делимость участка (делимый или нет), наличие застройки, кадастровая и рыночная стоимость участка, наличие сервитутов, ограничения и обременения, присутствие на участке зон с особым режимом использования и др. Для ввода в информационную систему информации о земельных участках и ее хранения в конфигурации используется справочник "Земельные участки". На основе данных этого справочника в дальнейшем выполняется расчет арендной платы.

Система позволяет просмотреть историю операций с каждым земельным участком: когда и кому участок сдавался в аренду, происходило ли его разделение, объединение с другими участками и т.д.

Сведения об арендаторах

Одним из основных справочников, с которым работают ответственный исполнитель и бухгалтер, является справочник "Арендаторы". В этом справочнике хранится информация об арендаторах (частные и юридические лица, предприниматели без образования юридического лица) и их банковских реквизитах. Предусмотрена возможность экспорта наименования банка из Классификатора банков Российской Федерации. В справочнике также хранятся расчетные сведения, информация о действующем договоре с арендатором: номера договора и постановления местного органа исполнительной власти, период действия и сумма договора, величина площади арендуемого земельного участка.

При просмотре справочника "Арендаторы" можно сформировать отчет "Карточка арендатора", в котором представлена информация о состоянии взаиморасчетов - данные о сальдо на начало и конец расчетного периода, начислениях и оплате за аренду за период с разбивкой по месяцам. В случае несвоевременной оплаты в карточке также будут отражаться данные о рассчитанной сумме пени и ее оплате.

Как показала практика, использование автоматизированной системы позволяет значительно упростить работу с должниками по арендной плате. По их просьбе им теперь можно оперативно предоставить распечатку информации по начисленной арендной плате и расчету пени.

Все арендаторы в справочнике разделены на две группы: "Действующие" (арендаторы, с которыми оформлены договорные взаимоотношения) и "Выбывшие" (арендаторы, с которыми договорных отношений нет либо они закончились). Перенос арендаторов из группы в группу выполняется системой автоматически при каждом ее запуске исходя из даты окончания договора аренды.

Работа с договорами. Учет арендной платы

При работе с системой бухгалтер (ответственный за ведение учета аренды) может регистрировать факты заключения и расторжения договоров аренды, контролировать окончание срока действия договоров с арендаторами, вводить информацию о полученной арендной плате, работать с карточками арендаторов и формировать необходимые отчеты. Данная последовательность действий в зависимости от обстоятельств может быть изменена.

В рамках конфигурации все события, так или иначе влияющие на расчет арендной платы, например заключение и расторжение договора, оформляются при помощи соответствующих документов.

С помощью документа "Заключение договора" в системе регистрируются факт заключения договора и, как следствие, дата начала начисления арендной платы, при этом в карточку арендатора в справочнике "Арендаторы" вносятся необходимые изменения. В случае если по каким-либо причинам необходимо расторгнуть договор с арендатором земли, оформляется документ "Расторжение договора". При регистрации этого документа информация об арендаторе, с которым был расторгнут договор, автоматически переносится в группу "Выбывшие" в справочнике "Арендаторы". После получения выписки из банка, подтверждающей получение арендной платы, этот факт регистрируется в системе с помощью документа "Поступление арендной платы".

Отчеты

Конфигурация позволяет сформировать такие отчеты, как "Ведомость взаиморасчетов", "Акт сверки взаиморасчетов", "Сводная ведомость по арендуемой площади земельных участков", "Список дебиторов", "Анализ поступления и выбытия арендаторов", "Анализ поступившей арендной платы" и "Отчет о площади земли, сданной в аренду". При этом большинство отчетов можно формировать за произвольный период расчетов по всем арендаторам, по выбранной категории или по произвольному списку.

Отчет "Акт сверки взаиморасчетов", например, предназначен для получения информации о состоянии взаиморасчетов с арендаторами и контроля полноты отражения расчетов в информационной системе. С помощью отчета "Список дебиторов" можно сформировать перечень дебиторов в соответствии с приложением 2 к Порядку бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджеты в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от дебиторов, утвержденному приказом Госналогслужбы России от 28.02.94 г. № НИ-4-13/33н, Минфина России от 1.03.94 г. № 03-01-07, Банком России от 01.03.94 г. № 80.

Система также содержит конструктор отчетов, который предназначен для быстрого формирования произвольных отчетов по сведениям справочника "Арендаторы". Конструктор отчетов позволяет выводить сведения об арендаторах в графы и располагать их в произвольном порядке, а также упорядочивать сведения по определенным признакам. С помощью конструктора можно, например, быстро сформировать "Список арендаторов (физических лиц) с ИНН", "Список арендаторов с телефонами" и другие отчеты.

Конфигурация поставляется с классификаторами стран, регионов Российской Федерации, городов, районов, населенных пунктов и улиц. Для обновления классификаторов предназначен специальный режим "Импорт классификаторов".

В настоящее время запланировано объединение конфигурации с геоинформационными системами.

Программный продукт "Бизнес-Софт:Учет договоров аренды земли" успешно эксплуатируется в администрации Бабаевского района Вологодской области, внедряется в администрациях Шекснинского и Устюженского районов и ряде районов Смоленской и Липецкой областей.

Для работы с конфигурацией необходимо наличие любой компоненты системы программ "1С:Предприятие" - "Бухгалтерский учет", "Оперативный учет" или "Расчет".

Конфигурация "Бизнес-Софт:Учет договоров аренды земли" получила от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С: Предприятие".

А. ЦЫГАНКОВ
1С: Франчайзи - ООО "Бизнес-Софт"
Контактный телефон (8202) 50-50-63