Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
16 июня 2003 Статьи Архивный материал

Санкт-Петербургское предприятие "Новая Сила" начало свою деятельность в 1933 г. в составе объединения "Электросила". В настоящее время "Новая Сила" является одним из крупнейших предприятий электроэнергетического машиностроения. Оборудование, выпускаемое на предприятии, эксплуатируется на электростанциях различного типа (ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС и АЭС), металлургических комбинатах, цементных заводах, предприятиях угольной промышленности, химических, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих комбинатах и др.

В 2001 г. предприятие вошло в состав ОАО "Энергомашкорпорация". Было организовано производственное объединение "Ленинградский электромашиностроительный завод" (ПО "ЛЭЗ"), которому были переданы активы "Новой Силы". В связи со структурной перестройкой потребовались реструктуризация предприятия и перестройка управления.

Для оптимизации управления на ПО "ЛЭЗ" в середине 2001 г. был инициирован проект по комплексной автоматизации предприятия. На этот момент для управления производством, подготовки документов и ведения учета использовались разрозненные программные продукты, каждый из которых хранил данные в своей автономной информационной базе. Отсутствие единой информационной базы приводило к необходимости при решении нескольких различных задач многократно вводить одну и ту же информацию. В результате ограничений, накладываемых оборудованием и программным обеспечением, специалисты отдела АСУ предприятия были вынуждены активно участвовать в процессах ввода и обработки данных. Отсутствие доступного пользовательского интерфейса, необходимость использовать специальные команды для управления программами делали их эксплуатацию практически невозможной для большинства работников других подразделений.

Создание комплексной автоматизированной системы предприятия было поручено компании "Лоза" (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург). В соответствии с предложением специалистов компании для ведения учета в рамках корпоративной системы было решено использовать программы системы "1С:Предприятие" - "1С:Бухгалтерия", "1С:Зарплата и Кадры" и "1С:Торговля и Склад".

Работы по созданию автоматизированной системы проводились поэтапно с учетом особенностей реструктуризации предприятия и крайне сжатых сроков.

На первом этапе, с августа 2001 г. по январь 2002 г., были решены наиболее важные на тот момент задачи расчета заработной платы и учета товарно-материальных ценностей.

Внедренная на основе программы "1С:Зарплата и Кадры" подсистема расчета заработной платы позволила без задержек рассчитывать заработную плату для 1500 работников предприятия, оперативно получать отчеты по самым разным показателям кадрового учета и оплаты труда, без проблем сдавать квартальные отчеты по ЕСН и годовые налоговые отчеты.

В подсистеме учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ), внедренной на предприятии, учтена специфика предприятий энергетического машиностроения. Например, реализован учет материалов по маркам, сортаменту, ГОСТам и другим параметрам. В подсистеме также предусмотрены отдельный учет и отчетность по драгоценным металлам.

Подсистема учета ТМЦ содержит модули по учету материалов, основных средств и нематериальных активов, инструментов и оснастки. В модуле учета основных средств, например, помимо широко распространенных задач были реализованы функции по учету мобилизационных фондов, расчетов для Комитета управления государственным имуществом, получению данных по аналитическому износу, ведению учета драгоценных металлов в составе инвентарных объектов и решены другие задачи.

В модуле по учету материалов реализовано ведение оперативного учета наличия, движения, своевременности доставки материалов, предусмотрена возможность работы с базой комплектующих изделий, с заявками на приобретение, предполагается бронирование материалов на заказ и др.

Для оперативного ввода в эксплуатацию подсистем по расчету заработной платы и учету ТМЦ были использованы данные, накопленные в имеющихся информационных базах.

Благодаря четко организованному взаимодействию между отделом АСУ предприятия и специалистами фирмы "Лоза" сложная и трудоемкая задача по загрузке в автоматизированную систему накопленных данных и по выверке загруженной информации была решена в сжатые сроки.

В результате проделанной работы была создана база данных по материалам, включающая более 10 000 позиций, которая в настоящее время используется для автоматизации следующих очередей управления производством, для подготовки технологической документации и решения других задач, а в последующем будет эксплуатироваться в соответствующих автоматизированных подсистемах.

Для обеспечения ввода в действие указанных подсистем было проведено обучение 35 сотрудников предприятия навыкам работы с программными продуктами фирмы "1С".

На следующем этапе на предприятии было автоматизировано ведение бухгалтерского учета. Характерные особенности бухгалтерского учета данного предприятия - это позаказное производство со сложным алгоритмом учета затрат, а также наличие экспортных заказов. Эти особенности обусловили существенное увеличение необходимого количества уровней аналитики. Особого внимания и определенных усилий потребовали разработка и согласование информационного наполнения ряда справочников, таких, как "Статьи затрат" и "Движения денежных средств". Основная задача структуризации справочника "Статьи затрат" - обеспечение единства информации при ведении бухгалтерского учета и планировании. Унификация справочника "Движения денежных средств" позволила подключить к работе с системой финансовую службу предприятия.

После ввода в эксплуатацию подсистемы бухгалтерского учета автоматизированную систему начали использовать финансовый и производственный отделы, а также материальный отдел и бухгалтерия.

В результате работ по автоматизации, проведенных специалистами компании "Лоза" на ПО "ЛЭЗ", были решены задачи по обеспечению информационной поддержки принимаемых управленческих решений, формированию полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия. Получена возможность ведения полного и достоверного учета, а также контроля за движением материальных ресурсов в подразделениях предприятия, за состоянием взаиморасчетов с поставщиками, за потребностью в материальных ресурсах и оперативностью поставок. В результате внедрения системы ощутимо сократились трудозатраты на подготовку первичных документов и отчетов на всех автоматизированных участках.

В настоящее время автоматизированная система продолжает развиваться. В стадии решения находится задача по автоматизации учета материалов в производстве и нормированию затрат. Решение этой задачи позволит работать с технологической информацией и в итоге минимизировать материальные потери, возникающие по причине перерасхода материала, отпущенного в производство, относительно потребности по нормам. В системе будет также реализована возможность учета веса готовых изделий в целях контроля фактического количества материалов, пошедших на его изготовление.

А. КРУГЛОВ
1С:ФРАНЧАЙЗИ "ЛОЗА"
Контактный телефон (812) 542-24-41