Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
15 сентября 2003 Статьи Архивный материал

Слабая организация управления предприятием, как правило, приводит к несогласованной работе его подразделений. Например, одни и те же функции могут быть закреплены за разными сотрудниками. В результате несколько человек решают одну и ту же задачу, получая при этом зачастую разные результаты. С другой стороны, и это обычно выясняется в самый неподходящий момент, решением некоторых задач вообще никто не занимается. Подобная организация управления приводит к расточительному использованию материальных и трудовых ресурсов на одних направлениях деятельности и к их дефициту на других. Неудовлетворенность результатами деятельности предприятия приводит к пониманию необходимости внесения кардинальных изменений в его работу.

В процессе реструктуризации у руководителей предприятия возникает потребность в максимально подробном описании его текущего состояния (организационная и функциональная структуры, функции подразделений и другие данные). Анализ информации о начальном состоянии предприятия позволяет сформировать перечень конкретных недостатков и определить причины их появления. На следующей стадии выполняется описание желаемого состояния предприятия после реструктуризации и вырабатывается план для перехода от начального состояния к конечному.

Для упорядочения деятельности предприятий, поддержки основных процедур формирования организационных, функциональных и других структур, а также создания внутрифирменных регламентных документов и положений компания "Инталев" (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) при участии фирмы "1С" разработала конфигурацию "1С-Инталев: Бизнес-архитектор".

Данный программный продукт представляет собой средство для моделирования системы управления предприятием и позволяет описывать, проектировать и оптимизировать структуры в различных областях управления с учетом потребностей и задач конкретного бизнеса. Один из рекомендуемых вариантов применения программы - это ее использование для создания на предприятии системы менеджмента качества. Рассмотрим кратко особенности программы.

Организационную структуру каждого предприятия можно представить в виде некоторого количества подразделений, связанных между собой по принципу подчиненности. Функциональная структура предприятия представляет собой перечень функций, выполняемых каждым сотрудником. Проекция организационной структуры на функциональную, реализованная в виде связей между элементами обеих структур, дает возможность получить организационно-функциональную структуру. На основе данных этой структуры можно сформировать положение об отделе, цехе и других подразделениях. Проекция структуры "Сотрудники" на структуру "Оборудование" позволяет получить информацию о необходимом оборудовании и материально ответственных лицах. Сформировав проекцию структуры "Штатное расписание" на функциональную структуру можно получить должностные инструкции.

В программе "1С-Инталев:Бизнес-архитектор" предусмотрены создание структур, проекций и формирование регламентных документов. Информация об организационной, функциональной и других структурах предприятия хранится в классификаторах - иерархических справочниках. Реализовано создание как двумерных проекций, объединяющих два классификатора и связи между ними, так и многомерных, объединяющих несколько классификаторов.

Для облегчения импорта-экспорта классификаторов, формирования проекций и объединения проекций в программе предусмотрены различные мастера.

Получение внутрифирменных регламентных документов, таких, как "Положение о бюджете", "Положение о финансовой структуре", выполняется на основании данных классификаторов и проекций с помощью типовых отчетов. Типовые отчеты формируются в формате MS Word, для их разработки используется Мастер типовых отчетов.

Предусмотрено также получение "Отчета по проекции", "Отчета о структуре модели", "Отчета по классификатору" и "Отчета по объединенным проекциям". С помощью отчета "Органиграмма в Excel" можно получить информацию о структуре классификатора модели в виде организационной диаграммы MS Excel.

Информация о предприятии в программе представлена в виде модели, разделенной логически на отдельные области управления. Каждая область управления имеет свой набор классификаторов, проекций и отчетов. Для каждого пользователя программы можно установить персональный уровень безопасности.

Конфигурацию можно использовать, с одной стороны, как самостоятельный программный продукт для решения организационных задач, а с другой - как модуль в основе корпоративной информационной системы. Данные классификатора "Подразделения" модели предприятия могут быть использованы в информационном модуле учета кадров, в то время как другая часть модели, связанная с бюджетированием, например управленческий план счетов, и финансовая структура могут использоваться в информационном модуле финансового планирования и учета.

На этапе оперативного планирования с помощью конфигурации "1С-Инталев:Бизнес-архитектор" можно определить состав ресурсов, необходимых для достижения выбранных целей, установить источники получения ресурсов и наиболее рациональный способ использования. Программа позволяет для одной и той же деятельности сформировать несколько планов-сценариев для различных вариантов развития событий - "Оптимистический", "Пессимистический", "Генеральный" и др. Каждый из планов-сценариев представляет собой набор действий, сроков, исполнителей, материально технических ресурсов и других составляющих. Планы могут быть описаны в виде проекций, например "Сценарии на сроки", "Сценарии на исполнителей", "Сценарии на ресурсы", "Исполнители на действия (функции)" и др.

Конфигурацию можно использовать на предприятиях любой отрасли независимо от размера и сферы деятельности. Ее могут применять специалисты компании, проводящие реструктуризацию, создающие систему управления качеством, решающие управленческие задачи в области маркетинга, производства и в других сферах, а также независимые консультанты и аналитики.

Универсальность программного продукта заключается также в том, что для работы с ним могут применяться различные методики и подходы к построению оптимальной структуры управления организацией, а также различные управленческие техники и технологии (бюджетирование, логистика, CRM и др.).

В настоящее время "1С-Инталев:Бизнес-архитектор" внедряется на нескольких предприятиях Санкт-Петербурга.

Для работы с конфигурацией необходимо наличие любой компоненты системы программ "1С:Предприятие" - "Бухгалтерский учет", "Оперативный учет" или "Расчет". Конфигурация "1С-Инталев: Бизнес-архитектор" может объединяться как с типовыми, так и с нетиповыми конфигурациями "1С:Предприятие 7.7".

Разработчиками запланировано дальнейшее развитие программы "1С-Инталев: Бизнес-архитектор" в части постановки на предприятии системы процессного управления.

И. СИДОРОВ
Фирма "1С"
Контактный телефон 737-92-57