"1С:Предприятие" для управления производством окон и дверей

10 ноября 2003
"1С:Предприятие" для управления производством окон и дверей

Источник: «Финансовая газета» №46, ноябрь, 2003 год

Производство оконных и дверных систем из профиля ПВХ, алюминия, стали, дерева и других материалов является современной, быстрорастущей отраслью.

Оперативный учет конструкторских, технологических и вспомогательных процессов на предприятиях этой отрасли имеет ряд особенностей. Каждое изделие уникально, поскольку имеет заданные заказчиком габариты, внутренние размеры и изготовляется из определенных исходных материалов. Уникальность изделий в свою очередь диктует необходимость регистрировать операции по заказам. Технологическая цепочка не ограничивается только производством изделий, а включает полный цикл работ с заказчиком — от регистрации заказа и проведения обмера до доставки и монтажа изделий.

Совместное российско-немецкое предприятие "Полет-Фрис" является одним из крупнейших поставщиков на рынке оконных и дверных систем г. Омска. Компании принадлежат самая мощная в г. Омске полуавтоматическая линия по производству стеклопакетов, участки гибки ПВХ и изготовления алюминиевых конструкций, а также парк специализированных автомобилей. Конструкторское бюро компании выполняет заказы как из России, так и из Германии.

Необходимость создания единой автоматизированной системы на предприятии возникла в результате того, что в некоторый момент используемые программные продукты перестали справляться с оперативной обработкой растущих объемов заказов.

Работы по созданию комплексной системы автоматизации на предприятии "Полет-Фрис" проводили специалисты компании "Сатори Консалтинг" (1С:Франчайзи, г. Омск).

Автоматизированная система в соответствии с требованиями заказчика должна была включать сквозную схему учета и сопровождения заказа клиента на всех этапах - регистрация, обмер, калькуляция и планирование производства, заключение договора, производство, оплата, доставка и монтаж. Требовалось также обеспечить учет выпуска и реализации продукции по фактической себестоимости в разрезе статей затрат. Необходимо было реализовать систему финансового планирования входящих и исходящих платежей. Для получения аналитической информации нужно было разработать отчеты, графики и диаграммы для всех этапов технологической цепочки.

Выбор системы "1С:Предприятие" в качестве основы для разработки автоматизированной системы был обусловлен как положительным опытом использования в бухгалтерии предприятия программного продукта "1С:Бухгалтерия", так и результатом выполненного сравнительного анализа возможных вариантов автоматизации.

По результатам обследования было принято решение использовать для ведения бухгалтерского учета типовую конфигурацию программы "1С:Бухгалтерия" с необходимыми доработками, а остальную часть системы разработать на основе компоненты "Оперативный учет".

На этапе проектирования специалисты фирмы построили несколько программных моделей, совместная оценка которых с представителями заказчика позволила выбрать наиболее эффективный способ реализации задачи.

Работы по созданию комплексной автоматизированной системы начались в мае 2001 г. и уже в июле этого же года была запущена в эксплуатацию подсистема для ведения бухгалтерского учета. Начиная с апреля 2002 г. были введены в действие основные участки оперативного учета, а в феврале 2003 г. автоматизированная система была полностью принята в промышленную эксплуатацию.

В основе реализованного решения находятся три основных понятия - "Категория материала", "Система материалов" и "Шаблон изделия". Понятие "Категория материала" позволяет объединять в единое целое по принципу взаимозаменяемости материалы, полученные от разных поставщиков и (или) имеющие разные артикулы. "Система материалов" - это набор материалов, применяемых для изготовления определенного изделия (вид профиля, покрытие стеклопакетов или фурнитуры и т.д.). Данное понятие используется при выборе типа изделия на этапе калькуляции. "Шаблон изделия" содержит математическое описание унифицированного изделия и основные параметры его производства и монтажа - трудозатраты, задействованные производственные участки, а также особенности технологии производства. Каждая категория материалов, включенная в состав изделия, описывается с помощью формул, позволяющих на основании заданных габаритных и ряда промежуточных размеров изделия, а также размеров базовых материалов рассчитать количество материалов, необходимое для его производства. Для вложенных изделий вычисляются их габаритные размеры, на основании которых в свою очередь может быть определено количество включенных в них материалов.

Таким образом, любое изделие может быть описано в автоматизированной системе с помощью шаблона, состоящего из категорий материалов и (или) вложенных изделий с заданными алгоритмами подстановки конкретных материалов и расчета их количества. В настоящее время реализована трехуровневая система вложенности. Изделие "Окно ПВХ", например, включает изделия "Створка левая" и "Створка правая", в которые в свою очередь вложены изделия "Стеклопакет однокамерный" и "Стеклопакет однокамерный и i-стеклом". При этом каждое из данных изделий состоит из набора категорий материалов.

Основным документом автоматизированной системы является "Регистрация заказа", который дает работникам основание для проведения обмера. На основании данного документа могут быть оформлены такие операции, как дополнительный обмер, сервисный выезд, гарантийное обслуживание и калькуляция изделий. Документ "Калькуляция изделий" позволяет рассчитать стоимость заказа исходя из количества и стоимости материалов, объема трудозатрат на производство и монтаж изделий, размера заработной платы производственных рабочих, накладных расходов, процента наценки, видов и ставок налогов. Для решения задачи учета изделий по фактической себестоимости используется оригинальный регламентный механизм распределения затрат, накопленных за учетный период.

Конфигурация "Бухгалтерский учет" дополнена разделами краткосрочного финансового планирования (учет текущих поступлений и исходящих платежей) и долгосрочного бюджетирования (составление плановых бюджетов поступления и расхода денежных средств, материальных ресурсов, выпуска и реализации продукции). Оба раздела учета позволяют не только планировать операции с ресурсами, но и, сопоставляя план с фактом, получать данные об исполнительской и оформительской дисциплине.

Автоматизированная система содержит значительное количество аналитических отчетов, условно разбитых по разделам — "Бухгалтерия", "Оперативные отчеты", "Калькулирование и планирование", "Производство", "Реализация", "Финансовое планирование и бюджетирование", "Менеджмент и маркетинг".

В результате внедрения комплексной автоматизированной системы на предприятии был оптимизирован документооборот, усовершенствованы механизмы планирования и учета заказов, введены понятия долгосрочного бюджетирования и текущего финансового планирования. Все это положительно сказалось и продолжает сказываться не только на объеме размещаемых заказов, но и на качестве выполняемых работ.

В планы предприятия включено дальнейшее совершенствование автоматизированной системы. На очереди автоматизация удаленных складов и производственных цехов, а также разработка системы управления качеством. Помощь в развитии системы оказывают ведущие специалисты компании "Сатори Консалтинг".

Ю. БАХМУТСКИЙ
1С:Франчайзи "Сатори Консалтинг"
Контактный телефон (3812) 53-38-09

"Финансовая газета" №46, ноябрь, 2003 год