Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
24 ноября 2003 Статьи Архивный материал

История "1-ой Петербургской макаронной фабрики" началась в 1914 г. в "Акционерном обществе М. Иванова - Н. Гольдберга". В то время фабрика представляла собой мелкое полукустарное производство, размещенное в одном здании. Сейчас фабрика входит в состав группы компаний "Росхлебопродукт" и является крупным высокомеханизированным предприятием. В настоящее время предприятие производит более 20 наименований короткорезаных и длиннорезаных макаронных изделий, в том числе безбелковую продукцию, предназначенную для диетического питания людей, страдающих различными заболеваниями, и занимает третье место по объемам производства в России после предприятий "Макфа" и "Экстра М". На рынке Санкт-Петербурга доля фабрики составляет более 40%. В 2002 г. на предприятии было выпущено 31 тыс. т макаронных изделий, в 2003 г. объемы производства планируется увеличить до 35 тыс. т.

Решение о переходе с имевшейся на макаронной фабрике информационной системы на платформу "1С:Предприятие" было принято неслучайно. Прежде всего это было вызвано острой необходимостью ведения полноценного управленческого учета, позволяющего оперативно получать информацию, необходимую для принятия решений. Информационная система фабрики представляла собой набор разрозненных прикладных программ, созданных для DOS, с помощью которых были автоматизированы участки складского учета, реализации продукции, расчета заработной платы и бухгалтерского учета. Центром системы являлось рабочее место главного бухгалтера, именно сюда поступала информация со всех рабочих мест. Функции главного бухгалтера при этом фактически сводились к составлению баланса предприятия. Кроме того, используемое программное обеспечение не поддерживало учет в производственных подразделениях, и это создавало трудности при расчете фактической себестоимости, отсутствовала возможность планирования. Недостаточность и разрозненность данных в системе не позволяли получать оперативную информацию.

Рассмотрев предложения поставщиков автоматизированных систем, руководство "1-ой Петербургской макаронной фабрики" остановило свой выбор на проекте компании "Алгоритм Успеха" (г. Санкт-Петербург), предусматривающем разработку, поставку, внедрение и сопровождение автоматизированной системы на платформе "1С:Предприятие".

В качестве основы для автоматизированной системы специалисты компании "Алгоритм Успеха" использовали программный продукт "ИТРП:Производственное предприятие. Стандарт" системы программ "1С:Предприятие", адаптировав его с учетом специфики производства и требований заказчика.

Разработка и внедрение автоматизированной системы были выполнены в течение шести месяцев. В результате проделанной работы были автоматизированы учет в отделах сбыта и снабжения, на складе, на производстве и в бухгалтерии, а также работа планового отдела в части планирования производства, закупок и продаж. Теперь отделы и службы предприятия работают в едином информационном пространстве, информация доступна в реальном времени. Снизилась доля ручного труда в деятельности сотрудников отделов, а точность и достоверность данных при этом повысились.

В процессе внедрения блок "Планирование" программы "ИТРП:Производственное предприятие. Стандарт" был существенно доработан, во все же остальные функциональные блоки были внесены небольшие изменения, не затрагивающие основных принципов их работы. Работа производственных подразделений фабрики планируется в системе с учетом заявок, поступивших от клиентов. В процессе планирования с помощью документа "Лимиты производственных мощностей" учитывается максимально возможная загрузка производственных линий, находящихся в эксплуатации. Непосредственно для планирования производства используется документ "План выпуска". На основании данного документа или документа "План продаж" формируется "План закупок". При планировании закупок можно учесть остатки материалов на складах, скорректировать заказы с помощью документа "Корректировка заказа поставщику".

На участке "Производство" автоматизированной системы реализованы функции, необходимые для ведения оперативного и бухгалтерского учета при производстве макаронных изделий. Предприятие работает посменно, и поэтому учет выпущенной продукции и израсходованных материалов ведется в разрезе смен. Предусмотрено оформление документов по передаче материалов в производство и по возврату их из производства на склад. Отпуск муки в производство при этом выполняется с разбивкой по сортам муки.

При оформлении документа "Выпуск изделия" в систему вводятся информация о влажности муки, а также параметры качества готовой продукции, зарегистрированные лабораторией (клейковина, кислотность, прочность макарон и др.). В результате регистрации выпуска продукции производится автоматическое списание в соответствии с нормативами как основных, так и вспомогательных материалов (упаковка, гофра и др.). Списанные вспомогательные материалы относятся к косвенным затратам, поэтому их себестоимость тоже относится на себестоимость продукции, выпущенной в текущем месяце.

В системе ведется также учет производственного и санитарного брака, возвратных переработанных отходов и возвратной тары. Учет затрат на вспомогательные подразделения (гараж, энергохозяйство, ремонтно-строительная группа, здравпункт) осуществляется по суммам расходов этих подразделений.

В связи с наличием у предприятия территориально удаленных складов ведение складского учета в системе имеет некоторые особенности. При перемещении товаров между удаленными складами используется промежуточный, так называемый виртуальный склад. Таким образом, при отправке товара со "склада-источника" оформляется документ "Перемещение" на виртуальный склад. Второй документ "Перемещение" с виртуального склада на "склад-получатель" оформляется после фактического получения товара "складом-получателем". Использование данной методики позволяет избежать расхождения между данными о фактическом наличии товара на удаленном складе и данными в системе. При регистрации всех складских операций формируются бухгалтерские проводки. Печатные формы большинства документов соответствуют типовым межотраслевым стандартам.

Для гибкого ценообразования предусмотрено несколько прайс-листов. Формирование цен в каждом прайс-листе выполняется автоматически в соответствии с правилами, определенными заказчиком.

К каждому клиенту на предприятии применяется особый подход. Это отражается, например, в политике скидок. В системе предусмотрено назначение персональной скидки каждому клиенту. При оформлении накладной на отгрузку назначенная скидка автоматически проставляется в документ. В то же время она может быть скорректирована менеджером. Персональные скидки могут устанавливаться к цене на конкретный товар, к сумме в строке накладной, в процентах к общей сумме накладной или в виде суммы. Помимо персональных скидок могут быть предоставлены также скидки на разовую закупку товара.

В рамках системы предусмотрено ведение двух видов учета - бухгалтерского и финансового. Бухгалтерский учет ведется укрупненно, по четырем товарным группам, финансовый - детально, по каждому элементу номенклатуры. При регистрации документов финансового учета формируются бухгалтерские проводки.

В настоящее время автоматизированная система находится под авторским надзором специалистов компании "Алгоритм Успеха".

Н. Карпова
1С:Франчайзи "Алгоритм Успеха"
Контактный телефон (812) 388 0165