«1С:Предприятие» в ипотечном кредитовании жителей Омской области

15 марта 2004
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» №7, 2004 год

Сегодня одной из актуальных задач в области жилищного строительства является финансирование граждан с целью строительства жилья с последующей передачей построенного жилья им в собственность. Ипотечная организация на основании договора, заключенного с гражданином, финансирует строительство нового жилья за счет собственных средств (как правило, не более 70% стоимости жилья) и собственных средств гражданина (не менее 30%). К моменту заселения в квартиру гражданин должен внести собственные денежные средства в полном объеме. Только в этом случае после ввода дома в эксплуатацию на него оформляется право собственности на готовое жилье. Уплаченная им доля собственных средств учитывается в счет расчетов по договору, а оставшаяся часть стоимости жилья может быть оплачена с помощью ипотечного кредита, полученного гражданином в банке-партнере. Кредит выдается под залог приобретаемого жилья с соответствующим государственным оформлением залога объекта недвижимости в органах юстиции.

Во взаимоотношениях с гражданами ипотечная организация исполняет роль агента, оформляющего договоры поручения, а при оформлении операций по долевому участию в строительстве жилья - договоры долевого участия. При учете операций по ипотечному кредитованию она регистрирует банковские операции по выдаче ипотечных кредитов и поступлению средств в счет их погашения, а также процентов и штрафов. Для ведения учета ипотечная организация использовала программный продукт «1С: Бухгалтерия 7.7, сетевая версия» с типовой конфигурацией «Бухгалтерия для бюджетных организаций».

В связи с особенностями деятельности в ипотечной организации возникла необходимость отражения в учете ряда специфических объектов и хозяйственных операций. Кроме того, партнерским организациям (строительным организациям, банкам и др.) требуется отчетность по показателям в разрезе свойств, учет по которым не предусмотрен в типовой конфигурации, - по микрорайонам, домам, квартирам, агентским и подрядным договорам, гражданам и т.д. Вследствие большого объема документооборота (работа ведется более чем с 1000 граждан и соответственно квартир) и необходимости взаимоувязки различных документов ведение учета с помощью ввода проводок вручную оказалось неэффективным. Этот процесс был весьма сложным, так как приходилось каждый раз рассчитывать или считывать откуда-нибудь суммы проводок. Большинство специфических отчетов в автоматическом режиме не формировалось, а составлялось с помощью ввода бухгалтерских данных в таблицы MS Excel с последующей корректировкой вручную. В результате подготовка отчетов занимала продолжительное время, требовала привлечения большого количества квалифицированных бухгалтеров, при этом достоверность полученных отчетов, тем не менее, вызывала сомнения.

В связи с этим руководством организации было принято решение о комплексном решении проблемы с привлечением специалистов в области внедрения программ системы «1С: Предприятие». В качестве подрядчика выбрали фирму ООО «Сатори Консалтинг» (1С: Франчайзи, г. Омск), специализирующуюся на решении сложных учетных задач с использованием программ системы «1С: Предприятие 7.7».

Автоматизированная система была создана на основе типовой конфигурации «Бухгалтерия для бюджетных организаций». В систему справочников была добавлена возможность учета домов и квартир. Учет ипотечного кредитования организован исходя из того, что взаимодействие с гражданами и банками производится на основании договоров поручения. Для отображения хозяйственных операций по агентским договорам реализована возможность оформления следующих документов: «Договор поручения», «Финансирование», «Договор подряда», «Промежуточный отчет», «Окончательный отчет» и «Цессия». С помощью этих документов автоматически формируется движение по управленческому и бухгалтерскому учету. На основании документа «Окончательный отчет» вводятся счета-фактуры по агентскому вознаграждению. Для работы с операциями по ипотечному кредитованию граждан предусмотрены специальные документы - «Финансирование граждан», «Приходование закладных» и «Поступления по закладным». Документы вида «Поступления по закладным» вводятся с помощью автоматического импорта из внешних информационных баз. Далее предусмотрено автоматическое заполнение на их основе документов типовой конфигурации «Поступление на счет». Реализовано также автоматическое распределение затрат в соответствии с площадью квартир, и разработана система информационного обмена между различными информационными базами. Ввод информации о домах, квартирах и гражданах, например, выполняется с помощью загрузки данных из внешней информационной базы, заполняемой юридическим отделом. В результате этого данные по квартирам и гражданам в информационных базах ипотечной организации и взаимодействующих с ней контрагентов полностью синхронизированы.

Предусмотрены увязка агентских договоров, договоров подряда и учет взаиморасчетов с гражданами в разрезе квартир. В документы типовой конфигурации также внесены изменения, позволяющие фиксировать движения денежных средств по соответствующим разрезам аналитики. В связи с большим количеством банковских операций по ипотечному кредитованию по согласованию с банком разработана система импорта его выписок и их автоматического разнесения по договорам кредитования.

Аналогичные настройки были также выполнены по заказу коммерческой ипотечной организации, которая вела учет с использованием программы «1С: Бухгалтерия 7.7, сетевая версия» с типовой конфигурацией «Бухгалтерский учет».

В результате эксплуатации автоматизированных систем в течение года в ипотечных организациях в результате применения доработанных документов для регистрации хозяйственных операций, а также использования информационного обмена и автоматизации ввода документов на основании других документов значительно снизилась трудоемкость ведения учета. Кроме того, удалось отказаться от намечавшегося значительного расширения штата бухгалтерии. Появилась возможность формировать основные управленческие отчеты в автоматическом режиме, повысилась точность и «прозрачность» учета.

Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость настройки и мощная система аналитического учета, заложенные в систему «1С: Предприятие 7.7», позволяют успешно применять ее в системе учета ипотечного кредитования как для бюджетных учреждений, так и для коммерческих предприятий.

А. МАЛЬЦЕВ
1С: Франчайзи «Сатори Консалтинг»
Контактный телефон (8312) 53-38-09